Организация импорта за 20 шагов - полный гайд. Часть 2: от границы до склада
Итак, товар в пути. Если первая часть была про подготовку и договоренности, то вторая — про жесткий контроль, бюрократию и битву за то, чтобы ваш груз оказался на вашем же складе. Здесь цена ошибки измеряется не только деньгами, но и неделями простоя — которые тоже деньги. Или административкой. Но надеюсь, что до этого не дойдет.
Поехали!
Шаг 11. Экспортное оформление: первая битва с таможней
Пока груз едет до границы, в стране-экспортере нужно оформить его вывоз. Поставщик или ваш агент подает экспортную декларацию (ЭД). Ваша задача — не просто знать, что она подана, а проконтролировать, чтобы это было сделано правильно: она открывается, что позволяет вывезти груз из страны.
Ваши действия: требуйте от поставщика копию зарегистрированной ЭД в момент ее открытия таможней. Не отчет «все подали», а конкретный документ с номером и отметкой.
Как избежать проблем?
Ошибка в коде ТН ВЭД на экспорте — потом при импорте будут вопросы, почему у вас одно, а у них другое. Сверяйте коды!
Несоответствие веса или стоимости недопустимо, все должно быть идентично инвойсу.
«Система не дает» — частое «оправдание». Давите на поставщика: пусть решает вопросы с местным брокером. У вас в контракте должен быть штраф за срыв сроков из-за его бюрократии.
Результат шага: открытая экспортная декларация с правильными данными у вас на руках (в скане). Груз легально готов к вывозу.
Шаг 12. Прохождение границы
Груз на погранпункте. Здесь ЭД закрывают, могут досмотреть груз и ставят штамп «выпуск разрешен». Казалось бы, рутина. Но на самом деле, здесь спрятано огромное количество рисков.
Вот основные:
• Очередь на погранпункте (из-за загруженности можно прождать о-о-о-очень долго).
• Требование дополнительных документов (инспектор может запросить договор, сертификат, письмо об использовании и т. д.).
• Груз могут не выпустить из-за несоответствия документов, спорных позиций по классификации (непринятие заявленного кода означает невыпуск).
• Неожиданные инспекции: даже если нет явных причин, товар могут направить на углубленный досмотр (например, при нештатном риске по базе или претензии к упаковке).
• Выбор неправильного погранперехода.
Ваши действия: организуйте постоянный контакт с водителем/экспедитором. Знайте номер декларации и отслеживайте ее статус в системе экспортера (если есть доступ).
Как избежать проблем?
К сожалению, почти никак. Но предупрежден — значит, вооружен.
- Очередь. Выбирайте проверенных перевозчиков, которые знают, что происходит на конкретных переходах.
- Внезапный досмотр. Если инспектор решил вскрыть контейнер — вы уже ни на что не влияете. Но вы влияете на упаковку (см. Шаг 8)! Хаотично набросанные коробки = подозрения = задержка.
- «Нам нужны дополнительные документы». Копия контракта, сертификаты — все, что вы готовили на шагах 4-9, должно быть у водителя в полном пакете. Сделайте для него памятку!
Результат шага: закрытая экспортная декларация. Фото штампа в накладной. Груз покинул страну отправления. Выдыхаем? Не смешно.
Шаг 13. Транспортировка
Дальний переезд — самый непредсказуемый этап: в «свободном плавании» вы никак не можете повлиять на сохранность и прочие вещи. Поэтому расслабьтесь (если сможете): ваша задача состоит в том, чтобы просто не терять связь с грузом.
Ваши действия
Требуйте от логиста GPS-трекинг или ежедневный отчет о месте. Особенно для сборных грузов (их могут неделями «комплектовать» на складе консолидации).
Как избежать проблем?
- «Груз утерян». Страховка (Шаг 7) — ваш единственный друг. И выбор перевозчика с именем, а не самого дешевого.
- Задержка. Заложите в планы +30% ко времени в пути. Всегда.
- Смена транспорта. Следите, чтобы документы (коносамент, CMR) переоформлялись корректно при интермодальных перевозках.
Результат шага: вы знаете, где ваш груз, и он движется по плану (или вы уже в курсе задержки и решаете вопрос).
Шаг 14. Сбор досье
Пока груз едет (плывет или летит) к нашей границе, вы готовите полный пакет документов для российской таможни. И это не 10 бумажек. Для сложного товара это 50+ документов. Причем + может быть очень большим.
Ваши действия: сделайте контрольный чек-лист с вашим таможенным брокером. Каждый документ — инвойс, пакинг-лист, лист загрузки, схемы загрузки, сертификаты, договор, платежки, технические описания — проверяется на идентичность. Одна опечатка в номере контракта — и оформление встанет.
Как избежать проблем?
- Нехватка документа. Запросите у поставщика ВСЕ, что есть на товар. Заранее!
- Старые версии документов (можно перепутать с актуальными). Используйте облако с актуальными версиями, чтобы бухгалтерия, брокер и вы работали с одним файлом.
- Просроченные сертификаты. Снова проверьте сроки действия! (см. Шаг 9).
Результат шага: идеальное (а лучше избыточное по документам), выверенное досье в папке (и цифровой, и физической), готовое к передаче таможенному брокеру.
Шаг 15. Таможенное оформление импорта
Внимание, самый ответственный момент! Брокер подает декларацию на товары (ДТ). Начинается диалог с ФТС. Система может принять все сразу, а может запустить процедуру рискового контроля (СУР).
Ваши действия: быть на связи с брокером 24/7 и отвечать на запросы таможни ASAP.
Как избежать проблем?
- «Корректировка таможенной стоимости» (КТС). Если ваша цена ниже «контрольной» — доказывайте и аргументируйте свою позицию. Подкрепляйте свое мнение контрактами, платежами, прайсами производителя. Готовьтесь морально — будет тяжело.
- Досмотр. Если попали на СУР — будьте готовы предоставить доступ к грузу. Наличие полных технических фото (Шаг 10) поможет.
- Отказ в выпуске. Частая причина — неверный код ТН ВЭД. Вы же проверили его на Шаге 4, правда?
- Технический сбой. Убедитесь, что ваша ЭЦП действующая, лицензия брокера тоже. Да, и такие детали тоже важны. Причем критически.
Результат шага: выпуск товара таможней. Заветная отметка в ДТ — и груз теперь легально находится в РФ.
Шаг 16. Доставка после таможенного оформления
Наконец-то товар выпущен! Казалось бы, что может пойти не так?
Ваши действия: лично (!) согласуйте время прибытия машины со своим складом. Передайте на проходную список водителей и госномера.
Как избежать проблем?
- «Нам не сообщили, пропуска нет». Ваша вина. Контролируйте лично.
- Водитель заблудился. Скиньте ему точные координаты и контакт кладовщика.
- Поломка на подъезде. У перевозчика должен быть план «Б» с подменной машиной.
Результат шага: машина с вашим грузом на подъезде к складу, въезд согласован.
Шаг 17. Выгрузка: принимаем «по полной»
Физическая передача груза. И, как вы догадываетесь, нужно не просто «скинуть» его с машины, а зафиксировать состояние.
Ваши действия: присутствуйте на разгрузке или нанимайте сюрвейера. Фотографируйте процесс, особенно если видите повреждения упаковки.
Как избежать проблем?
- Несоответствие оборудования — например, выгрузка невозможна из-за отсутствия крана, не того типа погрузчика, узкого пандуса или нерабочих ворот. Все это нужно согласовать заранее.
- Недостача/пересорт. Сверяйте каждую позицию с упаковочным листом. Расхождения — сразу в акт!
- Повреждения при разгрузке. Видеофиксация поможет доказать вину склада или перевозчика.
Результат шага: подписанный акт разгрузки с точным количеством мест и пометками о состоянии.
Шаг 18. Приемка
Теперь товар нужно распаковать и проверить на соответствие заказу — тщательно и во всех деталях.
Ваши действия: привлеките техспециалиста, который «выбивал» ТЗ на Шаге 1. Он должен убедиться, что привезли именно то, что заказывали.
Можно ли минимизировать риски на этом шаге? Скорее всего, нет — товар уже перешел к покупателю. Но заранее можно настоять на том, чтобы приемка проходила в присутствии представителя перевозчика и с обязательной фото/видеофиксацией, чтобы можно было доказать изначальное состояние груза.
Реагируйте максимально оперативно: при браке или недостаче сразу составляйте рекламационные акты и уведомляйте страховую, перевозчика и поставщика.
Как избежать проблем?
- Скрытый брак. Обнаружится через неделю. Защита — четкие гарантийные условия в контракте (Шаг 4).
- — «Мы что-то потеряли». Без акта, подписанного при выгрузке/приемке, — это пустые слова.
Результат шага: акт окончательной приемки. Все хорошо? Идем дальше. Нет? Запускаем рекламацию.
Шаг 19. Оприходование
Груз принят, теперь его нужно «провести» по бухгалтерии и складскому учету.
Ваши действия
- Передайте бухгалтеру полный, идеально собранный пакет документов (см. Шаг 14), плюс акты приемки и ДТ.
Как избежать проблем?
- Если бухгалтерия «не понимает» инвойс, ваша задача — быть «переводчиком» между логистом и бухгалтером.
- Если есть расхождения в учетных системах, сверьте номенклатурные номера и единицы измерения.
Результат шага: товар числится на вашем балансе — его можно продавать или использовать.
Шаг 20. Анализ и выводы: чтобы в следующий раз было лучше
Поздравляю! Поставка закрыта. Самое время сделать работу над ошибками.
Соберите отчет: фактические сроки vs плановые, затраты vs бюджет, проблемы и их причины.
Зачем это нужно?
- Чтобы оценить работу контрагентов (поставщик, брокер, перевозчик).
- Чтобы оптимизировать следующую поставку.
- Чтобы иметь доказательную базу на случай проверок. Они могут быть запросто, поэтому храните все 3-5 лет.
Результат шага: портрет вашей идеальной поставки и четкое понимание, где «узкие места». Ура, вы сожгли все нервы стали опытнее!
Резюме
Импорт — это не магия, а огромный по трудоемкости, полный мелких, но важных деталей, проект. Им нужно управлять: предвидеть риски, контролировать каждый этап и требовать результата от всех участников цепочки.
Если у ваших менеджеров нет времени на такую скрупулезную работу — это повод задуматься о передаче этих задач профессиональному внешнему исполнителю. Ведь, как и в первой части, именно так должен работать ваш отдел ВЭД.
На этом гайд завершен. Но тема импорта — бездонна. Впереди разборы по отраслям, историям успеха и провалов. Отличный повод оставаться на связи и подписаться на канал, чтобы задавать вопросы и узнавать много интересного о ВЭД в частности и развитии вашего бизнеса в целом.