Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
89 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Импорт. 19-й пакет санкций ЕС: как уменьшить риски?

«Опять хаос», «стало еще сложнее», «придется опять перестраиваться» - отзывы импортеров за прошедший месяц действия 19 пакета евросанкций. Но, как говорится, есть и хорошие новости.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Первая — коллапса не случилось (да и едва ли по составу пакета он мог произойти).Вторая — если нет паники, значит, всегда можно найти решение.Сейчас, после афтершока, разбираемся, как ограничительные меры повлияли на импорт и что делать, чтобы минимизировать ущерб в будущем.

Основное направление удара — международные расчеты и логистика

ЕС не изменяет себе и бьет по самому больному — расчетам, пытаясь блокировать или максимально задержать платежи, ломая более-менее успевшую адаптироваться банковскую систему внешних расчетов.

🔴Санкции введены против пяти российских банков (на этот раз попал даже «МТС Банк») — но это уже не новость. Чувствительнее — ограничения против восьми финансовых учреждений из Таджикистана, Кыргызстана, ОАЭ и Гонконга, через которые шли «обходные» расчеты российских импортеров. Также ЕС запретил операции с рублевым стейблкоином A7A5, перекрыв еще одну популярную схему расчетов.

🔴Также санкции затрудняют в очередной раз логистику. Транспортные расходы и без того увеличились за 3 прошедшие года на 69% — но опять ползут вверх. Морские перевозки тоже теперь под ударом: под ограничения попали еще 117 судов под санкциями, введен запрет на их перестрахование. Все это, разумеется, ведет к росту стоимости перевозок морем.

Есть ли реальный ценовой шок по секторам?

Пока фиксируются избирательные повышения цен — причем достаточно ощутимые. Для удобства свела цифры по категориям товаров в таблицу:


Как санкции повлияют на цены импортных товаров

Это то, что зафиксировано на текущий момент.

Отдельное слово — по микроэлектронике, как одному из самых болезненных ударов. Да, доля прямых поставок из ЕС в этом сегменте уже и так упала ниже 7%, поэтому новые ограничения затронут именно промежуточные звенья: Китай, Малайзию, Сингапур и Турцию. Российские импортеры столкнутся с дальнейшим ростом контрафакта (каждый третий смартфон, ввезенный через «серые» схемы, уже оказывается подделкой), увеличением сроков поставок до 3–6 месяцев и ростом цен на 15—20%.​

Месяц — слишком мало для итоговых цифр, но тенденция понятна уже сейчас. Шоком назвать уровень роста цен трудно, но тактика «тысячи порезов», когда много небольших проблем могут привести к крупным, налицо.

Как адаптироваться к 19 пакету санкций ЕС? Что сейчас реально работает?

  1. Диверсифицируйте маршруты. Да, опять. Грузовые потоки перебрасывают более активно через Монголию, Иран и страны Средней Азии. Владивосток, долго «живший» на Японии, теперь становится ключевым для импорта из Азии логистическим хабом.
  2. Ищите прямых партнеров. Прошлые юрисдикции теперь гораздо более рисковые: импортеры активно налаживают связи напрямую с заводами-производителями в Китае (здесь можно найти гид о выгоде и рисках импорта китайского оборудования), Турции, ОАЭ и Вьетнаме.Посредники теперь не только под риском ограничений работы с Россией, но и создают добавочное звено в рости стоимости. Цены растут — если найдете прямого поставщика, есть шанс скостить издержки и продавать ввезенный продукт по более выгодной стоимости.
  3. Работайте с мелкими банками. Да, здесь есть свои валютные и комплаенс-риски, но они несравнимо меньше, чем при партнерстве с крупными игроками. Цена «премии за риск» вырастет, но небольшим финансово-кредитным учреждениям не будут нужны гигантские суммы.
  4. Увеличивайте долю юаней и дирхамов в расчетах. Валютные риски для импорта выросли — смена валют расчетов на «дружественные» становится все более массовой. Держитесь тренда.

19 пакет санкций: что ждет дальше? Три сценария развития событий

Спустя месяц можно достаточно четко очертить контуры предстоящих в будущем событий.

  1. С вероятностью 80% — адаптация продолжается (кто бы мог подумать). Цены остановятся примерно на 10-15% выше прежних. А вот сроки поставок вырастут на ощутимые 20-30%, обязательно учитывайте это. Критического дефицита не будет — но это, скорее, касается конечных потребителей.
  2. Сценарий для пессимистов — 15%. 19-й пакет санкций — прелюдия к масштабным вторичным ограничениям в отношении Китая и Турции. Это, действительно, может ударить гораздо сильнее: реален скачок цен до 30-50% и нехватка высокотехнологичного импорта. Бизнес, разумеется, адаптируется — но на поиск механизмов и отладку поставок уйдет от 6 до 12 месяцев.
  3. Оптимистичный сценарий — закладываем 5%. Учитывая категории товаров, возможен рост темпов импортозамещения. Скорее всего, путем локализации производств и углублению сотрудничества с дружественными странами.

Итог спустя месяц: реальность — новая, правила — старые

В который раз остается только удивиться удивительной гибкости российского бизнеса. Импортеры и на этот раз восприняли новый пакет санкций не как приговор, а как сложный, но решаемый кейс.

Главное, что нужно понять по итогам 19 пакета санкций: ваш главный актив — это не валютные резервы, а наработанная база надежных прямых контрагентов, возможность быстро перестроить логистику и команда, готовая быстро все это сделать. Если нет опыта — обращайтесь за советами: риски могут быть велики.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.