Импорт станков из Китая: гид по выгоде и рискам
Из чего складывается ТСО китайского станка?
Попробуем для начала обозначить перечень издержек, которые входят в Total Cost of Ownership. Моя формула для его расчета будет выглядеть следующим образом:
TCO = Цена закупки * Стоимость денег (проценты по кредиту или недополученный доход от использования этих денег в другом месте)+ Контроль качества перед отгрузкой (обязательный выезд на завод для проверки или найм местных спецов-приемщиков)+ Логистика/страхование и таможня по худшему сценарию + Разрешительные + Интеграция + Сервис/ЗИП/обучение + Упущенная/недополученная прибыль из-за простоя оборудования + Вывод из эксплуатации (затраты на утилизацию).
Именно ТСО, а не цена оборудования из Китая по инвойсу — главная управленческая метрика, оценивающая выгоду этого проекта. Она учитывает не только сиюминутные траты, но и дает понимание той финансовой нагрузки, которую вместе с разовой оплатой за технику принимает ваш бизнес.
Перед закупкой. Четко определитесь, какого класса оборудование из Китая вам нужно.
«Средний класс» (проверенные, достаточно надежные модели с оптимумом «цена/производительность») при наличии сервисной модели обслуживания и совместимости надо брать быстро. Такое оборудование легко запустить или встроить в цепочку, оно не требует «докручивания» или переделки и т.д. Это критически важно для быстрого старта и/или бесперебойной работы.
Другое дело — хай-энд: сложные, сверх высокотехнологичные или инновационные линии, станки, оборудование или сделанное под заказ по индивидуальным характеристикам. Их прямая покупка часто нерентабельна: они дорого стоят, много сложностей в наладке и эксплуатации. Но бывает, что выхода нет.
Выход — использовать прагматичные стратегии. Например:
1. Модернизация (retrofit) — замена узлов и агрегатов на новые для роста производительности. Другой вариант — вывоз на модернизацию и ввоз обратно. В последнем случае вы не платите ввозные таможенные пошлины и НДС с той стоимости, которая была добавлена за рубежом (стоимость работ, новых узлов и материалов). Пошлины уплачиваются только с стоимости самих работ по модернизации — это намного выгоднее, чем платить пошлины со всей стоимости обновленного станка как с нового.
2. Кооперация. Вы платите партнеру, имеющему необходимое сложное оборудование, за использование его станков, не покупая собственные.
Пример: вы — производитель металлоконструкций. У вас стандартные станки (гильотина, лазер для резки), но поступил заказ на деталь со сложной 3D-фрезеровкой из высокопрочной стали, которую ваше оборудование не осилит.Вместо того чтобы покупать дорогой 5-осевой фрезерный обрабатывающий центр за 20+ млн рублей, вы находите партнера — компанию (или даже другой завод), у которого есть такой станок и свободные производственные мощности.Вы передаете им заготовки и ТЗ, они выполняют сложную фрезеровку и отдают вам готовые детали. Оплата проходит по договору оказания услуг или субподряда.
3. Стратегия «отдельной экономики» — когда покупка дорогого оборудования оформляется как отдельный инвестиционный проект с собственным ТЭО (технико-экономическим обоснованием). Под него заранее ищется крупный клиент, готовый разместить дорогой заказ.
Чтобы было понятнее — небольшой пример с цифрами и расчетами.
Вы — производство, которое ищет новые возможности для роста и хотите расширить перечень выпускаемой продукции. До покупки оборудования вы заключаете предварительный договор — скажем, с авиапроизводителем — о выпуске на заказ сложных деталей: 10 лопаток турбин ежемесячно (которые невозможно сделать на ваших 3-осевых станках). За одну лопатку клиент готов платить 500 000 руб. Сумма вложений, нужных для закупки сложных станков — 45 млн руб.
Тогда получаем следующую финансовую модель:Инвестиции: 40 млн руб. (станок) + 5 млн (монтаж, обучение).Доход: клиент платит 500 тыс. руб. за одну лопатку. Для выпуска 10 лопаток в месяц нужна загрузка станка ~70%.Окупаемость: 45 млн / (10 лопаток * 500 тыс. руб. * 12 месяцев) = 9 месяцев. (Цифры даны условные, но, думаю, суть ясна).
В итоге, такое оборудование становится центром прибыли — генерирует ее за счет дорогих заказов, недоступных конкурентам.
Резюме: текущие потребности в производственных мощностях закрывайте доступным и обслуживаемым «середняком», а доступ к передовым технологиям обеспечивайте через модернизацию и партнерства, а не прямые капитальные затраты.
Теперь, когда вы точно поняли, что вам нужно, приступаем к самой сути нашего импортного проекта.
Шаг 1. Как привезти оборудование из Китая?Правильно конструируем сделку
Почему архитектура сделки в импорте имеет такую важную роль? Дело в том, что ее грамотная конструкция снизит вашу ТСО станков и оборудования еще до подписания спецификации.
Архитектура сделки предполагает 3 ключевых элемента:
1. Какую схему ввоза вы выберете? Чистый импорт или лизинг? Или вывоз на модернизацию и последующий ввоз? Или ввоз под уставной капитал при партнерстве с иностранным юрлицом; или импорт по 372 постановлению и т.д.
2. Кто есть кто в сделке? Понимание этого — важнейшее условие успешного завершения проекта. Участников множество, и все они могут быть разными юридическими лицами. 3. Кто из участников сделки за что отвечает? Нужна матрица ответственности с четко прописанными договорными обязательствами по каждой ее части. Как частный случай распределения ответственности поставщика и покупателя — выбор условий Incoterms. 4. Какой способ оплаты вы выберете? Аккредитив/эскроу или предоплата? Для «чувствительных» кодов (электроника, ЧПУ) банки потребуют расширенный комплаенс: если не учесть это на старте, груз встанет — но не на границе, а уже в банке. Ответ на каждый из этих вопросов — важное управленческое решение.Давайте чуть подробнее по каждому. 1. Свое юрлицо-импортер Если вы планируете использовать для ввоза именно его, то гарантированно получаете НДС-зачет, контроль качества услуг и полную прозрачность всей цепочки ценообразования. Если хотите ввоз через «технического импортера», то избавляетесь от операционной рутины и банковского комплаенса (техимпортер все берет на себя), но рискуете потерять прозрачность цены производителя и прямую гарантию от производителя. К тому же большинство льгот, которые предусмотрены государством, будут вам не доступны. Что важно понимать? Для базового оборудования — а оно у нас капиталоемкое и не должно простаивать — требуется долгосрочная техническая поддержка. Если вы потеряете прямую гарантийную связь с заводом-изготовителем, сразу возникнут сложности и задержки сервиса при поломках. Кроме того, может неприятно удивить весомая скрытая наценка посредника на дорогое оборудование — а отследить ее вы не всегда сможете. Проще говоря, операционные и финансовые риски повышаются. Поэтому выбираем максимально рационально: 2. Incoterms Не поддавайтесь соблазну отдать продавцу всю работу и ответственность. В работе с Китаем часто рациональнее выбрать минимальный EXW в связке с проверенным ВЭД-интегратором. Да, эта формула — более трудоемкий для вас вариант. Она потребует большей вовлеченности, но в стратегическом плане несравнимо выгоднее. Почему? Вы сознательно оставляете за собой организацию международного плеча, но делаете это через подконтрольного вам профессионала. Так вы не просто «выживаете» в сложных условиях, а активно управляете цепочкой: В результате, вы выстраиваете не просто цепочку поставок, а управляемую и прозрачную логистическую систему. 3. Механизм платежа Аккредитив/эскроу или предоплата? Для «чувствительных» кодов (электроника, ЧПУ) банки требуют расширенный комплаенс: если не учесть это на старте, груз встанет — не на границе, а уже при платеже через банк. «Докрутить» станок с ЧПУ после доставки на ваш склад уже не получится. Так же и регуляторика: ее нельзя «прикручивать» постфактум — это грозит самыми дорогими простоями на таможне. С разрешительными документами ЕАЭС и таможенной классификацией нужно работать тщательнейшим образом еще на этапе разработки проекта по импорту. 3. Документы поставщика. До отгрузки нужно собрать исчерпывающий комплект: паспорта, схемы, перечень запчастей, протоколы испытаний, технические описания. Это сэкономит недели на таможне и у сертификационного органа. Проблема с закрытием привычных логистических маршрутов тянет за собой сразу несколько неприятных моментов. Получается своеобразный «эффект домино» из неприятных нюансов — и важно найти тот маршрут, который бы его выдержал: 1. Новый маршрут в первые месяцы всегда «подвисает» — тут и путь через третьи страны, и перегруженные порты, и нестандартные переходы. Поэтому закладывайте временной буфер. 2. Углубленная проверка на таможне. Меняя маршрут, указывая непривычный код или проставляя меньшую стоимость, вы повышаете ее вероятность. Рекомендую предварительно консультироваться по товару и документам — это снизит вероятность срабатывания профилей риска. 3. Повышенные риски из-за тотальной экономии китайских поставщиков на таре и маркировке. Спорить с перевозчиком бесполезно: если неправильно упаковано — значит, виноваты вы. Китайские станки действительно могут стоить дешевле по инвойсу. Но это только вершина айсберга: большая часть скрытых затрат возникает, когда оборудование уже привезено и его нужно интегрировать в производственные процессы. Как минимум, нужно учесть следующие скрытые затраты: Если что-то не учтено — простой оборудования, но уже не на таможне, а в цеху. Если все просчитано, величиной ТСО можно управлять. Мы подошли к определяющему фактору величины ТСО китайского оборудования. Закупка, импорт и логистика, установка и наладка — важнейшие этапы, которые тоже влияют на средне- и долгосрочные затраты. Но сервис, ЗИП и люди с точки зрения стоимости владения и издержек вдолгую решают все. Часы простоя ввезенного оборудования — дороже любой скидки при закупке в Китае (и не только). Именно поэтому огромное внимание нужно уделить сервисной модели, которую представляет в своем коммерческом предложении потенциальный подрядчик. Как минимум, в нем должны быть прописаны: Экономить на сервисе — значит переплачивать на простое. Тщательно подойдите к выбору вашего внутреннего «держателя» ВЭД-проекта. Функционально этот человек будет выполнять обязанности главного менеджера по импорту и отвечать за весь проект в целом: от поиска поставщика и заключения контракта до таможенного оформления и приемки на вашем складе. Он — центральная точка контакта и управления.Также узнайте и получите контакты владельца интеграции со стороны поставщика и владельца срока — со стороны логиста. Ни одной «серой» или, что еще хуже, «слепой» зоны в импорте быть не должно! Выбирать своего «держателя» нужно тщательно и максимально внимательно. Не совершайте ошибок! «Раз у нас есть менеджер ВЭД, он закроет все вопросы» — позиция крайне рискованная. Например, менеджер может хорошо ввозить сырье, но на ввозе сложной техники он может не учесть специфики требований ФТС — и груз застрял. Не назначайте ответственным менеджера, который уже загружен. Проект по импорту станков и другого промышленного оборудования из Китая — это огромный объем работы. Сотрудник физически не сможет отслеживать другие задачи. Даже сильные команды ВЭД привлекают внешних партнеров — это абсолютно нормально. А в ряде случаев — просто необходимо: поверьте моему опыту в 20+ лет по организации импорта. Обязательно проверяйте оборудование: — FAT, чтобы поймать брак еще до отгрузки, и SAT на своей площадке — Тест-контуры — для проверки полноты и корректности интеграции в вашу технологическую цепочку: проверка взаимодействия с другоим оборудованием, ПО, как с ним работается специалистам и т.д. — Отработка пилотной смены; — Замеряйте ОЕЕ первые 90 дней для проверки, выходит ли оборудование на плановые показатели и оценки реальной, а не заявленной производительности. Любые расхождения станут заметны сразу. Надеюсь, мой опыт поможет вам избежать ненужных трат нервов, времени и денег. Не буду скрывать: импорт станков и оборудования из Китая (а в текущих условиях — в принципе из любой страны) — это сложно. Но все решаемо: главное — вовремя понять, нужна ли вам помощь в этом вопросе или вы способны справиться с задачей самостоятельно.



Шаг 2. Импорт станков из Китая. Проектируем регуляторный контур ДО инвойса
Шаг 3. Как привезти станок из Китая: самый устойчивый, а не самый короткий маршрут

Шаг 4. Привезти станки из Китая — еще не все. Заранее считайте издержки на производственной площадке
Шаг 5. Импорт станков и оборудования из Китая: сервис, запчасти, люди

Как привезти станки и оборудование из Китая в Россию: еще несколько рекомендаций