Интернет-магазины часто нарушают Закон о защите прав потребителей
Интернет-магазины в большинстве случаев продают товары потребителям. В этом случае на них распространяется Закон «О защите прав потребителей»[1] и Правила продажи товаров дистанционным способом [2]. Правила обязывают интернет-магазины до заключения договора купли-продажи предоставлять покупателям информацию о: товаре (характеристики, основные потребительские свойства, место его изготовления, срок службы, срок годности и гарантийный срок), продавце (полное наименование, его адрес). Кроме того, нужно указывать информацию о цене, порядке оплаты товара и иные условия приобретения товара, о его доставке, о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. И если в отношении последних данных их указание на сайте магазина не представляет сложности, то в отношении информации о товаре магазины часто допускают нарушения, не сообщая все данные, которые требуются.
Проблема в том, что данные, которые магазины получают от поставщиков, могут не содержать всей нужной информации. И магазину просто неоткуда ее взять. Более того, проверка наличия всей это информации и ее ручное добавление может оставить владельцев или работников магазина без выходных. Или нанимать еще одного сотрудника?
Если оставить все как есть и не озадачиваться этим вопросом, то во-первых можно «налететь» на штраф: 30 – 40 тысяч рублей [3], но дальше санкции будут серьезнее, если не исправиться. Более того, в СМИ недавно появилась информация, что Роспотребнадзор предложил поправки к закону «О защите прав потребителей» и Кодексу об административных правонарушениях [4]. В поправках предлагается временно блокировать деятельность Интернет-магазинов, которые не предоставляют покупателям информацию о товаре и продавце.
Во-вторых, сами покупатели могут начать судиться с магазином. Например недавно региональная общественная организация по защите прав потребителей судилась по этому вопросу с Яндексом [4]. Потребители настаивали в суде, что когда они покупали на Яндекс.Маркете, то продавцом фактически был Яндекс и он должен был предоставлять им информацию о товаре, которая перечислена выше, но не делал этого. Суд посчитал, что Яндекс является агентом, а не продавцом, потому что не передает купленные товары потребителям: товары передают магазины, которые представлены на Яндекс.Маркете. Соответственно, Суд решил, что законодательство о защите прав потребителей в данном случае не применимо.
Как интернет-магазинам избавиться от описанных рисков?
Можно рассмотреть схему дропшиппинга, чтобы не быть продавцом товара. Но не нужно забывать о том, что полного исключения рисков важно правильно составить документы, которые размещаются на сайте магазина (оферта, пользовательское соглашение). Более подробно на эти вопросы Вам может ответить юрист (legal@marketmixer.net).
Хотя в данном случае следует отметить, что Роспотребнадзор также внес предложение о том, чтобы товарные агрегаторы также предоставляли потребителям всю информацию, которая требуется на основании Правил продажи товаров дистанционным способом. Если такие изменения будут приняты, магазины все равно должны будут следить за тем, чтобы у них на сайте имелись все данные о товарах в соответствии с требованием указанных выше Правил.
[1] Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
[2] Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
[3] Статья 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.
[4] http://top.rbc.ru/business/03/07/2015/5595e2349a79479f8935422c, http://kommersant.ru/doc/2759821
[5] Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 27.01.2015 г. по делу № 2-587/2015: https://rospravosudie.com/court-kuncevskij-rajonnyj-sud-gorod-moskva-s/act-469918069/.