10 главных пользовательских тенденций 2015 года
Ericsson ConsumerLab представляет исследование, описывающее основные тенденции, которые станут актуальными в 2015 году.
Тренд 1. Будущее за потоковой передачей видео.
Подход к просмотру медиаконтента практически не отличается от страны к стране. Пользователи все чаще отдают предпочтение услугам по запросу, которые просты в использовании и работают на различных платформах. 2015 год станет переломным – люди будут чаще смотреть потоковые сервисы вместо традиционного ТВ.
В 2014 году потоковое видео уже почти сравнялось по популярности с традиционным телевидением: 75% респондентов смотрели потоковое видео несколько раз в неделю, а 77% – традиционное ТВ.
Рост интереса к потоковому видео отчасти связан с распространением ОТТ-сервисов и ростом просмотров контента таких сервисов, как YouTube. В Украине, по данным Ericsson ConsumerLab, почти все владельцы смартфонов (около 90%) используют их для доступа к ОТТ-сервисам.
Тренд 2. Дома-помощники.
Пользователи проявляют интерес к сенсорным датчикам, предупреждающим о проблемах с водой и электричеством, а также позволяющим удаленно следить за ситуацией в доме.
По мнению Евгения Ефимовского, директора компании SmartSystems, технологии для «умного дома» в Украине имеют большой потенциал: «Сегодня среди украинцев популярна установка IP-камер видеонаблюдения, а также подключение датчиков открытия-закрытия дверей, контроля температуры в загородных домах. Уведомления об изменениях состояния датчиков можно получать на страничке своего устройства в интернете, в SMS-сообщениях или по электронной почте, а также удаленно управлять режимами работы всех подключенных систем. Таким образом, например, можно получить SMS о том, что ребенок пришел со школы. А владелец киоска может узнать о том, что роллет поднят, а, значит, продавец приступил к работе».
Тренд 3. Сила мысли.
Продолжают появляться новые способы общения, позволяющие оставаться все время на связи. Многие пользователи смартфонов хотят иметь носимое устройство, которое бы позволяло общаться на расстоянии, считывая мысли.
«Исследователи давно разрабатывают концепцию передачи данных через органические материалы, – говорит Лариса Глоба, д.т.н., проф., зав. кафедрой Информационно-телекоммуникационных сетей Института телекоммуникационных систем НТУУ «КПИ». – Сейчас удалость достичь высокой скорости передачи данных при одновременном подтверждении факта низкого уровня излучения, а значит и безопасности этой технологии для человека. Технологии передачи и обработки информации от сигналов головного мозга к «интеллектуальному» устройству будут очень востребованы, учитывая стремительный рост темпа нашей жизни».
Тренд 4. Умные горожане.
Интернет дает массу информации, используя которую люди принимают более взвешенные решения. Пользователи рассчитывают на то, что карты, отслеживающие плотность трафика, энергосберегающие приложения и системы проверки качества воды получат широкое распространение к 2020 году.
Тенденцию подтверждает Григорий Мельничук, сокоординатор Совета по урбанистике Киева: «Город делают «умным» сами его жители – такие проекты развиваются и в Украине. В качестве примера могу привести сервис eway.in.ua, который собирает информацию со спутников и GPS о перемещениях городского транспорта, с помощью чего горожане могут узнавать, когда приедет нужный автобус. А еще многие проекты создаются благодаря веб-платформам: люди координируют свои инициативы, находят единомышленников, обсуждают, критикуют, вносят свои предложения в различные городские проекты».
Тренд 5. Экономика совместного потребления меняет модели потребления и владения.
Половина пользователей смартфонов готова отказаться от покупки вещей и устройств и брать в аренду чужие при условии, что это позволит сэкономить деньги.
Андрей Мима, коммерческий директор поисковика недвижимости ЛУН, отмечает: «Совместное потребление в Украине популярно уже достаточно давно, просто сегодня искать выгодные предложения проще благодаря появлению новых онлайн-сервисов. Руководствуясь этим, мы запустили услугу по поиску жилья для совместного съема «Соседи», который позволяет находить квартиры через друзей с помощью социальных сетей. Такой подход доказал свою популярность в западных странах, и мы уверены, что практика совместного пользования и дальше будет проникать в другие сферы жизни».
Тренд 6. Цифровой кошелек.
80% респондентов по всему миру верит в то, что смартфон сможет полностью заменить кошелек к 2020 году. Интерес к электронным платежам растет: сегодня 48% пользователей хотели бы иметь возможность оплачивать товары и услуги исключительно со смартфона, где бы они ни находились.
Заместитель председателя правления «ПриватБанка» Александр Витязь подтверждает этот тренд: «Смартфоны заменят наличные деньги и даже пластиковые карты гораздо раньше 2020 года, уже через два-три года при таком росте пользователей смартбанка – а сегодня ежедневно мы фиксируем больше 5 000 подключений к мобильному платежному сервису Приват24 – мобильный платежный сервис будет доминирующим в Украине. По данным на конец ноября 2014 года, количество транзакций – платежей, переводов и т.д. – наших клиентов через смартфоны и интернет-банк уже превысили количество операций в кассах банков».
Тренд 7. Забота о личных данных.
Пользователи смартфонов готовы предоставлять свои персональные данные, только в случаях, когда это необходимо, и максимально ограничить доступ к личной информации третьих лиц.
Антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Ложкин уверен, что в самом ближайшем будущем мы будем наблюдать тенденцию к передаче данных через шифрование, которое на данный момент является одним из самых надежных способов защиты. По данным совместного исследования «Лаборатории Касперского» и B2B International, 44% пользователей хранят на устройствах особо конфиденциальную информацию и боятся, что кто-нибудь может увидеть ее.
Тренд 8. Увеличение продолжительности жизни.
Владельцы смартфонов считают, что использование облачных сервисов улучшает качество жизни и увеличивает ее продолжительность. Приложения для бега, пульсометры и посуда, оценивающая калорийность пищи, помогают продлить жизнь на срок вплоть до двух лет в расчете на каждое из приложений.
По мнению спортивного врача Георгия Руденко, «носимая электроника пока не внедрилась в общую медицинскую практику. Однако, есть передовые пациенты, которые внимательно следят за своим здоровьем – спортсмены. В моей практике это альпинисты, скайранеры. Они по своей инициативе используют множество устройств: пульсометры, шагомеры и даже тонометры, программы расчета нагрузок и расхода калорий в смартфонах. По этим данным, я могу дать точные рекомендации по тренировкам, питанию и и подготовке к соревнованиям и восхождениям».
Тренд 9. Домашние роботы.
Пользователи будут рады обратиться за помощью к роботам в домашнем хозяйстве. 64% опрошенных считают, что такие роботы получат широкое распространение к 2020 году. Альберт Ефимов, главный робототехник Сколково, считает, что «следующие пять лет станут показательны для сервисных и домашних роботов – ожидаемый рост – в несколько раз до $30 млрд глобального рынка только сервисной робототехники».
Тренд 10. Дети полагаются на интернет.
Благодаря детям, у человечества возникает потребность подключать к интернету все на свете. 46% пользователей смартфонов полагает, будто дети, даже взрослея, продолжают считать, что все в мире подключено к интернету.
Директор Лицея информационных технологий при Днепропетровском национальном университете Сергей Григорьев комментирует эту тенденцию: «Дети, выросшие в цифровую эпоху, воспринимают интернет и цифровые устройства неотъемлемой частью своей жизни. Поэтому мы стремимся научить детей новым способам работы с информацией и помочь им развить мыслительный процесс, а не просто дать навыки решения технических задач. Кроме того, мы внедряем технологии в образовательный процесс – например, недавно в Днепропетровске при поддержке нашего лицея запустили единую облачную информационную сеть, которая объединила почти все учебные заведения города».
В исследовании Ericsson ConsumerLab основное внимание уделяется поведению владельцев смартфонов в возрасте 15-69 лет, проживающих в Йоханнесбурге, Лондоне, Мехико, Нью-Йорке, Москве, Сан-Франциско, Сан-Паулу, Шанхае, Сиднее и Токио. Полученные данные отражают мнение 85 млн активных пользователей интернета.