Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
475 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Новые горизонты в изучении истории: интегрированный подход и мастер-классы для школьников

История как предмет изучается в средней школе во всем своем многообразии: и Древний мир, и Средние века, и Новое время и, наконец, Новейшее время.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Отдельно изучается история России, начиная с 6 класса. Такая схема позволяет упорядочить и систематизировать школьные знания о всемирных исторических событиях и процессах. Дисциплина «История России», построенная с учетом историко-культурного стандарта, нацелена на изучение отечественного прошлого, синхронизируя российский исторический процесс с общемировым. История России рассматривается как неотъемлемая часть мирового исторического процесса.

Ни у кого не вызывает сомнений в необходимости и важности столь глубокого изучения истории. Однако, основываясь на время от времени проводимых опросах, возникает вопрос, почему наши дети в массе своей так плохо знают и отечественную, и уж тем более всемирную историю. В 2023 году ЕГЭ по истории сдали 90 000 участников. Средний тестовый балл составил 56,37, при этом высокобалльников (от 81 балла и выше) — около

12 000 участников (14%), из них 275 человек сдали экзамен на 100 баллов (мы уже писали об этих цифрах в гайде по изменениям в ЕГЭ по истории 2024 г.). Как видите, есть к чему стремиться. Так почему же так трудно привить интерес к предмету нашим детям? Ведь если только в 11 классе история становится предметом по выбору для сдачи ЕГЭ, то шансы получить высокие баллы среднестатистическому ученику невелики. Да, история традиционно считается одним из самых трудных экзаменов. Но как сделать, чтобы она стала еще и любимым предметом? Размышляя на этот счет, мы выявили на что следует обратить внимание в процессе преподавания истории и пришли к некоторым выводам.

Методика преподавания. Традиционные методы преподавания истории часто ориентированы на заучивание дат и фактов, а не на понимание исторических процессов и их влияние на современность. Это может снижать интерес учащихся и их понимание предмета.

Объем учебной программы. Учебные программы перегружены информацией, что затрудняет усвоение материала и формирование целостного взгляда на исторические события. Перенасыщенность программ материалом не оставляет учителю время на исторический анализ, который позволил бы увидеть закономерности развития общества, поэтому для учеников история и кажется простым нагромождением никому не нужных фактов.

Учебники по истории содержат обширное количество фактической информации, что, безусловно, ценно. Однако важнее структурирование материала и выделение ключевых моментов. Это могло бы помочь учащимся легче усваивать и понимать исторические процессы и события.

В связи с переходом на линейную систему обучения истории возникла следующая проблема. Школы получают учебники в расчёте на 5 лет обучения. По программе «История России» переход произошёл и учебники школы получили. А вот по всеобщей истории переход осуществлялся с опозданием и многие школы по сей день новых учебников по всеобщей истории не получили. Кроме сложностей в преподавании, это привело к тому, что в сознании детей события всемирной и русской истории не синхронизируются. В то время как в КИМах ЕГЭ есть задания на сравнение событий и процессов всемирной и русской истории.

Отсутствие практической значимости. Школьники могут не видеть прямой связи изучаемого материала с их сегодняшней жизнью и будущим, что снижает мотивацию к изучению истории.

Ограниченное использование современных технологий. В эпоху цифровых технологий традиционные методы обучения могут казаться устаревшими. Интерактивные методы, такие как онлайн-симуляции исторических событий, могут сделать изучение более увлекательным и понятным.

Универсальность оценок. Фокус на получение высоких оценок зачастую ставится выше глубокого понимания предмета, что может снижать интерес к предмету.


24 ноября 2023 г. в 20.00 состоится мастер-класс по одному из исторических периодов — Раннему средневековью. Тема: «Жизнь в раннее средневековье на Руси и в Западной Европе».

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.