Зачем стартапу уметь играть в гольф?
Во-первых, России действительно есть что экспортировать. Уникальные специалисты в области физики, математики, программирования — это гордость нашей страны. Поэтому образовательные, IT, технологичные проекты имеют большие шансы быть востребованными за рубежом.
Во-вторых, как бы ни развивались инновационные технологии в России, но для амбициозных стартапов и проектов отечественный рынок по-прежнему ограничен.
В-третьих, российские технологии — это «открытый код», который можно адаптировать под запросы страны партнера. В современном мире технологичные решения выдают США и Китай, и мы все наблюдаем за этой борьбой. Но и те, и другие продают «чёрный ящик». А российские технологии, могут встроиться в native проекты.
Более того, особенностью рынка Юго-Восточной Азии является желание сохранить технологичную независимость от лидеров, США и Китая. Кооперация с российскими стартапами — это сохранение нейтралитета и получение готовых востребованных решений. Первая и третья предпосылка неразрывны. Ведь для того, чтобы обслуживать и вести проект, нужны грамотные специалисты. А в странах Юго-Восточной Азии сотрудников с высоким уровнем образования недостаточно.
Почему Малайзия?
- Выгодное географическое расположение.
Что мы знаем о Малайзии? Это страна Юго-Восточной Азии. Население — 30,7 миллионов человек. Торговый оборот с Россией составляет 2.9 миллиардов долларов США. Малайзия граничит с Таиландом, Камбоджей, Вьетнамом, Сингапуром, Индонезией. Это означает, что партнерство с малазийскими компаниями может помочь экспортировать российские проекты, в том числе в сфере образования, в соседние с Малайзией страны.
- Особенности культуры и бизнес-культуры.
Порядка 62% населения — это австронезийские народы, исповедующие ислам. Однако, по большому счету, Малайзия — это светская страна. Малазийцы готовы к партнерству и кооперации, они ждут проекты, которые встроятся в уже существующий бизнес. Здесь работают на принципах b2b, ищут партнёров, которые смогут увеличить капитализацию. Главный вопрос, который задают малазийцы потенциальным партнёрам: «В чём уникальность вашего проекта, сможет ли он встроиться и быть интересным для нашей страны»?
- Новый вектор развития экономики.
В 2019-2020 годах правительство страны определило 15 основных направлений в 3-х секторах. Сектор экономического развития ориентирован на развитие цифровых технологий, индустрии, информационного моделирования в строительстве, 3D-принтинга, электронной торговли. Сектор Зеленой экономики направлен на развитие циркулярной экономики, возобновляемой энергетики, использования бытовых отходов в качестве товара. Сектор социального реинжиниринга требует развития образования, здравоохранения, умных ферм и биотехнологий.
В мировой экономике Малайзия считается «хабом сборки» цифровой продукции. Однако стратегический план развития страны направлен на изменение данного статуса и получения нового — «digital style of Malaysia».
- Поддержка бизнеса государственными органами Малайзии.
Бизнесу, особенно экспортерам, сложно развиваться без поддержки. Правительство Малайзии активно помогает выстраивать кооперационные связи, представляет субсидии и льготы. В период пандемии поддержка кратно усилилась.
- Поддержка со стороны РФ.
Экспорт стартапов, в том числе в сфере образования, поддерживается Торговым представительством РФ в Малайзии, Российским экспортным центром, а также Общероссийским Народным Фронтом, экспортное направление которого возглавляю я, Мария Аксенова.
Особенности входа на рынок Малайзии
Как говорилось в культовом советском фильме, «Восток — дело тонкое». Страны Юго-Восточной Азии имеют свою специфику. Для того чтобы успешно выйти на рынок, нужно знать нормы и придерживаться правил страны. Вот некоторые из них:
- Создайте короткую презентацию
Её необходимо оформить в электронном виде на английском языке по принципу: «меньше текста, больше видео». Включите в нее общую информацию о компании. Покажите продукт или группу продуктов. Представьте географию экспорта, успешные кейсы, предложения и планы, своих партнеров. Проведите анализ конкурентов. Представьте вашу команду, покажите офис, дайте контакты.
- Будьте активны в социальных сетях. Малазийцы используют Facebook, Telegram, Whatsapp. Как и в России, для большинства читателей интересны истории конкретных людей. И истории должны иметь привязку к Малайзии.
- Акселератор — путь, которому доверяют
В странах Юго-Восточной Азии бизнесмены общаются между собой и ревниво относятся к потенциальным партнёрам. Здесь не работает схема веерной рассылки. Для малайзийских предприятий важен эксклюзив и доверие.
«Акселерация — это проверенный и успешный путь, значит ему можно доверять», — так считают не только малазийские предприниматели, но представители и крупных корпораций, и правительства Малайзии.
В завершение, расскажем о 5-ти обязательных вопросах от малазийских партнёров. Ответы на них послужат своеобразной «зачеткой», которую нужно предъявить при входе на рынок страны.
- Сколько стоит ваш продукт?
- Чем ваш продукт лучше иностранных аналогов?
- У вас есть международная сертификация?
- Кто будет осуществлять сервисное обслуживание и техническую поддержку?
- Вы играете в гольф?
Возможно, вы улыбнётесь, увидев последний вопрос. Однако, смеем вас заверить, умение играть в гольф откроет Вам многие двери, а в некоторых случаях может являться условием партнёрства с малазийскими предпринимателями.