Диагностика цифровой зрелости предприятия: основные задачи и этапы
Эксперты АНО «Цифровые технологии производительности» (ЦТП), оператора платформы эффективность.рф, за 2 года работы с предприятиями-участниками нацпроекта «Производительность труда», выработали четкий алгоритм диагностики.
По словам директора по цифровой трансформации ЦТП Евгения Токаренко, диагностика цифровой зрелости предприятия решает сразу несколько важных задач.
«Первая задача — определить уровень цифровой зрелости предприятия, выявить зоны роста и использовать эту информацию в дальнейшем. При составлении плана цифрового развития или инициации внедрения конкретного решения. Вторая — налаживание доверительных отношений с руководством компании. Это важно, поскольку цифровая трансформация подразумевает доверие эксперту, при поддержке которого она проводится», — отметил Евгений Токаренко.
У диагностики цифровой зрелости предприятия несколько этапов:
- подготовительный, когда эксперты перед выездом на предприятие изучают доступную информацию о его процессах и организационной структуре. На основании этого эксперт формирует план интервьюирования сотрудников компании. Обычно это руководители подразделений и директор;
- выезд на предприятие и опрос сотрудников начинается и заканчивается, как правило, со встречи с директором компании. До интервьюирования — чтобы определить серьезность намерений руководства и выяснить, что является проблемой, на которой необходимо сконцентрировать более пристальное внимание при обследовании. А после интервьюирования — чтобы поделиться обратной связью от сотрудников и результатами их интервьюирования в целом. Опрос одного сотрудника компании занимает в среднем от 30 минут до 2 часов. В ходе опросов эксперт выявляет проблематику не только внутри подразделений, но и на их стыке. Нередко бывает так, что причина низкого КПД — неэффективное «горизонтальное» взаимодействие;
- немаловажной частью диагностики является посещение экспертом производственной площадки для непосредственного ознакомления с процессом производства. Это позволяет адаптировать рекомендации по итогам диагностики к реальным условиям на конкретном предприятии.
Итогами диагностики являются рекомендации, содержащиеся в плане цифрового развития предприятия, или внедрения конкретного решения с учетом специфики предприятия.
Одним из последних предприятий, на котором эксперты ЦТП провели диагностику, стал Ишимский механический завод в Тюменской области. Это дочернее предприятие РЖД, которое производит секции водовоздушных и масляных радиаторов. Они применяются в системах охлаждения дизелей большой мощности для всех типов тепловозов и специальной техники, а также в системах охлаждения трансформаторов электровозов, тяговых агрегатов, дизель-электростанций блочного и передвижного типов.
«В этом году Ишимский завод встал на путь цифровой трансформации вместе с АНО „Цифровые технологии производительности“. На днях мы провели здесь диагностику уровня цифровизации, на основании которой в дальнейшем будет разработан комплексный проект», — прокомментировал Сергей Мальгин, ведущий методолог ЦТП.
Всего за 2023-2024 гг. эксперты ЦТП провели более 70 диагностических мероприятий на предприятиях в разных регионах России.