Проблемы при построении глобального маркетплейс
Ну а если тема интересует не только жителей вашей деревни и окрестностей, а и кого подальше то возникает несколько проблем. Самая простая это локализация и она вполне тривиальна, только не надо переводить Гуглом, иначе потенциальные клиенты могут умереть от смеха, а они нужны вам живыми, ну хотя бы до первого платежа. Вторая проблема это платежная система и тут нет больших проблем если вы работаете локально. Всем все нравилось, Яндекс.Мани работал на ура.
Но представьте что вы торгуете уроками или консультациями. Человек должен быть уверен что в нужное время клиент будет готов пообщаться с ним независимо от того, что позвали посмотреть футбол или случился форс-мажор на работе. Более того если консультант адвокат он мог уже потратить время на разбор документов. У ваших пользователей должна быть уверенность что протокол будет соблюден и работа оплачена.
Итак, строим Маркетплейс, он же онлайновый рынок.
Теперь сайт выступает посредником и он играет роль агента гарантирующего оплату или возврат денег если что то пошло не так. Значит оплата состит из 2х транзакций:
- перевод денег маркетпейсу от заказчика
- перевод денег от маркетплейса к исполнителю или возврат
Ситуация неприятная. Две транзакции каждая будет стоить 2-3%, в итоге дает 5-6% только на перевод денег. Получается что маркетплейс работает только для обогащения платежной системы, но никак не вас.
Итак приходим к идее что нужна одна транзакция. Владельцы платежных систем тоже пришли к этой мысли, хотя не уверен что она им понравилась но конкуренция штука полезная. Многие из них предлагают специальное решение для маркетплейсов, оно часто и называется Маркетплейс. В некоторых случаях используется термин Платеж по Цепочке (Chaining). Правда у Яндекса свой путь, они называют это Безопасная Сделка, что вполне оправдывает название.
Итак пока все неплохо и торговля в пределах области и даже страны идет шустро. Идем дальше, замахиваемся на ближнее а то и на дальнее зарубежъе. И вот тут то начинается самое интересное. Как будет работать платежная система если платеж надо отправить в Англию или Мексику, а уж тем хуже если в Индию или Китай.
Простое штудирование документации не всегда помогает, приходится звонить и угрюмо распрашивать что произойдет если я заплатил рублями индусу который хочет получить платеж в долларах хотя его родная валюта рупии. Или наоборот.
Представитель службы поддержки порой и сам не уверен будет ли что то работать, или же пришлет список стран в которые можно послать деньги. А в этом списке не окажется Индии. Зато другой платежный сервис скажет что уж Индию то мы поддерживаем, но Китай и Мексику нет. Замкнутый круг.
И еще дополнительный вопрос как преподаватель или консультант выведет деньги на свой банковский счет. Сможет ли он получить годовой отчет для налоговой инспекции в установленном государством формате ? На все эти вопросы должна отвечать платежная система. До последнего времени таким ответом был PayPal. Он обеспечивал Маркетплейс транзакцию по всему миру плюс была возможность сохранять тип валюты при пересылке и избегать конверсии, на этом этапе тоже теряются деньги. Но буквально полгода назад PayPal перестал поддерживать этот тип транзакций потому что купил компанию Braintree которая и будет заниматься поддержкой этого механизма, но вот незадача у Braintree платежи ограничены только Америкой. Хорошо, идем дальше, находим компанию Stripe, очень грамотная поддержка, но Маркетплейс только по Америке и Европе. После длительных консультаций и поиска решения появляется вот какой план:
- По стране приписки сервиса используем локальную платежную систему например Яндекс
- Клиенты Европа и Америка - Stripe
- Азия, Индия, Латинская Америка используем двойной платеж через PayPal. Это лучше чем ничего хотя неоптимально.
- Биткойн, самый идеальный инструмент, хотя при скачках курса можно как прогореть так и заработать. Мне он нравится больше всего.
Полагаю существуют другие пути решения проблемы глобальных платежей и другие платежные системы. Можно посмотреть чем пользуются гигатнты Airbnb, Aliexpress но врядли это вам сильно поможет. Я кстати общался с платежной системой которую использует Airbnb. Первое, вы им неинтересны, второе, для вас у них такого метода платежей нет. Плюс Airbnb использует разные системы исходя из расположения клиентов. Так что не все однозначно.
Таким образом построение глобального маркетплейса не так и сложно до момента начала работы с финансами, а там вам понадобится знающий человек, много терпения и тестирования.