Как предпринимателю пользоваться деньгами компании?
Простым путем
Естественно, самый простой и распространенный способ – это выплатить дивиденды с чистой прибыли. Тем более, что в соответствии со статьей 28 ФЗ «Об ООО» п. 1., учредители ООО вправе на свое усмотрение распоряжаться чистой прибылью и расходовать ее. К числу таких расходов дивиденды как раз и относятся.
Огорчает одно: такие выплаты могут осуществляться не чаще 1 раза в квартал. Не стоит забывать также, что дивиденды, как и любая прибыль, облагаются налогами. Для физлиц это 13%.
Что касается представительских расходов, то тут распространен вариант возмещения потраченных сотрудниками собственных средств за счет премирования. По закону, учредители ООО и акционеры могут направить часть чистой прибыли на выплату премиальных, а зарплата по умолчанию всегда выплачивается за счет чистой прибыли – независимо от того, являются затраты на выплату ЗП расходами по обычным видам деятельности или нет.
Здесь есть приятный бонус для учредителей, которые одновременно являются и генеральными директорами – в этом случае можно не начислять себе зарплату, чтобы не производить отчисления в фонды, «довольствуясь» только дивидендами, получая их по итогу квартала. И даже тут есть пара «фишек», которые помогут сэкономить на отчислениях:
- официальный уход гендиректора в неоплачиваемый отпуск;
- оформление гендиректора на 0,1% ставки (в этом случае директор вроде как работает и получает зарплату – у налоговой вопросов не возникнет).
Что, если не дивиденды?
Ответ: списать нужную сумму в расходы, дать в долг доверенному лицу или перечислить средства с ООО на ИП за оказанные услуги. Но обо всем по порядку.
Списывая нужную сумму в расходы, нужно быть предельно внимательными и не делать этого самостоятельно, без контроля опытного бухгалтера. Этому несколько причин: во-первых, все хозяйственные операции ООО должны оформляться оправдательными документами (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Во-вторых, расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованы и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 Налогового Кодекса РФ). В-третьих, существуют определенные нормы для списания тех или иных расходов, устанавливаемые законодательно Правительством РФ (ст. 264 НК РФ).
В итоге получается, что средства действительно можно регулярно снимать со счета в банке и расплачиваться ими с поставщиками, но нужно быть крайне внимательными по отношению ко всем закрывающим документам.
От слова «долг» сегодня в дрожь бросает всех и каждого. Но только не предприимчивых учредителей ООО. Как известно, в последнее время большую популярность набирает кредитование сотрудников через свою же компанию.
В крупных корпорациях займы являются своеобразным способом мотивации сотрудников. Это называется коммерческим кредитом, и предоставляться он может в виде аванса для предварительной оплаты товаров и услуг. Прелесть в том, что таким кредитом может воспользоваться абсолютно любой сотрудник компании, включая учредителей, а сроки возврата долга устанавливаются на их же, учредителей, усмотрение. Хоть на 5, хоть на 25, а то и на 50 лет.
Минус – любой долг рано или поздно нужно будет отдавать. Только одна и та же сумма в 2016 и 2056 году будет иметь абсолютно разную фактическую стоимость.
Что делают чаще всего?
И напоследок – самый распространенный способ вывода денег с ООО – перевод средств за оказанные услуги на счет, принадлежащий ИП.
Своей популярностью этот способ обязан относительной простоте реализации – для подтверждения легальности действий достаточно наличия договора и акта оказания услуг. А ИП, в свою очередь, имеет право обналичивать все имеющиеся на расчетном счету деньги, отдав при этом все причитающиеся государству налоги и сборы.
Для ИП на «упрощенке» (с объектом налогообложения «доходы» это будет либо 6% от суммы выручки, либо фикс – стоимость патента, но это относится не ко всем категориям бизнеса). Кроме того, ИП должен отчислять взносы во внебюджетные фонды раз в год, в 2016 в году – 23 153 руб.
Внимание! Фингуру предупреждает!
Конечно, все перечисленные выше способы абсолютно легальны. Однако в реальности малейшая ошибка в их реализации может не только стоить вам деловой репутации, но и повлечь за собой административную ответственность. Вряд ли вам нужны налоговые риски и длительные судебные тяжбы.
Мы рекомендуем доверить учет проверенному бухгалтеру.