Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
554 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как обеспечить интеллектуальную защиту мобильному приложению?

На рынке появляется все больше мобильных приложений и, конечно, разработчики задаются вопросом о том, как в таком многообразии защитить свой продукт от копирования и недобросовестных конкурентов? Об этом рассказывает Кристина Окунева, эксперт по патентованию патентно-адвокатского бюро «Гардиум».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

b_5b6074383e81b.jpg

Для начала давайте определимся с терминологией для более точного понимания информации, которая будет изложена ниже. Итак, мобильное приложение – это программное обеспечение, созданное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройств. В свою очередь, программное обеспечение – это программа или множество программ, предназначенных для управления компьютером или мобильным устройством. Ну, и наконец, программа для ЭВМ. Это совокупность данных и команд, описанных на машиночитаемом языке и предназначенных для функционирования ЭВМ и/или компьютерных устройств с целью получения определенного результата.

Мобильное приложение, прежде всего, рассматривается как программа для ЭВМ и поэтому в рамках Гражданского кодекса защита ему представляется как программному продукту:

  • С помощью государственной регистрации программы для ЭВМ как объекта авторского права в ФИПС;
  • С помощью патентования программно-аппаратного комплекса (ПАК) в качестве изобретения в Роспатенте;
  • С помощью патентования интерфейса в качества промышленного образца в Роспатенте.

Далее рассмотрим каждый из этих способов и отметим, что вид защиты зависит от формы его предоставления и функциональных возможностей, влияющих на результат работы.

Регистрация программы для ЭВМ как объект авторского права

Данный способ уместен, когда мобильное приложение представлено только в виде программного кода. Именно он будет охраняемой законом частью. Что потребуется разработчику для регистрации?

Во-первых, материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ – исходный текст кода (полный или фрагмент) и аудиовизуальные отображения, т.е. скриншоты работы программного продукта.

Во-вторых, реферат, содержащий название программы указанное в заявление, назначение, область применения, функциональные возможности, тип ЭВМ, версию используемой операционной системы, язык программирования и объем программы в единицах кратных числу байт

Патентование ПАК в качестве изобретения

Данный способ уместен, когда программа входит в состав комплекса, представляющего собой совокупность технических средств (например, блоки управления, хранения, передачи информации, сервер, коммутатор, роутер, считывающие устройства, досмотровое оборудование и т.д.) и программного продукта. Если они представляют собой неделимое целое и направлены на достижение единого технического результата, то данное техническое решение является программно-аппаратным комплексом и на территории РФ ему можно запатентовать в виде изобретения.

Если объяснять более простыми словами, то программа ЭВМ согласно п.5 ст. 1350 ГК РФ изобретением не является, но словесно описанный алгоритм функционирования программного обеспечения, осуществляющего действия над материальными объектами с помощью материальных средств и обеспечивающего технический эффект, вполне.

Что потребуется разработчику? Составить описание ПАК и входящий в его состав программный продукт через алгоритм работы программы без приведения исходного текста программного кода. При этом необходимо подробно раскрыть функциональные возможности каждого блока, входящего в состав комплекса и описать влияние используемой программы на достижение положительного эффекта всего комплекса в целом. Наглядным примером служит система пропуска детей в школу. В его состав входят досмотровое оборудование, система регистрации прохода, программное обеспечение, блок хранения и обработки информации, а также система оповещения. Совокупность используемых средств этого ПАК дает единый технический результат – обеспечение безопасности и контроля посещаемости учащихся с оповещением родителей о нахождении или отсутствии детей в учебном заведении.

Патентование интерфейса в качестве промышленного образца

Данный способ уместен, когда в виде охраняемого объекта представлен интерфейс, порождаемый программой для ЭВМ, или же отдельная иконка/иконки.

Разработчику потребуется описание:

  • внешнего вида интерфейса, а именно расположение элементов (кнопки, строки поискового запроса, картинки);
  • форм объектов (круглый, конусообразный, квадратный и т.д.);
  • используемой цветовой палитры;
  • материалов аудиовизуального отображения, относящиеся к внешнему виду объекта (скриншоты, фотографии).

Примером служит игра «2048». _Патент на промышленный образец данного приложения защищает исключительно внешний вид игры и ее иконки: графическое представление элементов – кубики; используемая цветовая палитра – красные, серые, желтые, рыжие, кремовые; цвет игрового полотна – серебристый; описание форм – кубики представляют собой одномерные квадраты с закруглёнными углами. Таким образом, используемое дизайнерское решение ассоциируется у пользователей исключительно с игрой «2048» и защищено от плагиата.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.