С чего начинается стартап?
Мы стараемся отделять стартапы от ведения классического бизнеса, но при всем множестве различий, основной элемент у обоих направлений очень схож – это самостоятельная деятельность на свой страх и риск ради достижения определенного успеха. Многие привыкли использовать вместо подобной формулировки фразу «свободное плавание», ведь, как и капитан галеона в XVI веке: сами занимаемся, сами управляем, сами несем всю ответственность и рискуем.
При этом, первые шаги по воплощению своего стартапа – это, как ни странно, не самое начало всего процесса. Они - результат размышлений и внутренних изменений внутри человека. В свою очередь, особенность данных размышлений в том, что в отличие от типичной ситуации, когда у людей идеи лишь остаются идеями, в данном случае они привели к конкретным действиям. Поэтому, во многом благодаря опыту создания ГдеПаркинг, в этой статье я уделю внимание "началу начал", а если быть конкретным, постараюсь ответить на вопрос: что приводит к тому, что мы начинаем делать свой стартап?
На мой взгляд, это небольшая «ведущая к действию» система, которая состоит из следующих элементов:
- Базовые составляющие
- Катализаторы
- Область применения
Чтобы мои гипотезы были верными, их необходимо проверить на реальных кейсах. Впервые озвучив свои соображения, ответом мне было «погоди, но я знаю человека, который открыл свой бизнес только в 40 лет, 20 из которых он работал на чужого дядю; кто-то же, наоборот, чуть ли не со школьный скамьи мог назвать себя настоящим предпринимателем. При этом, кто-то из живых примеров вообще получил должность по знакомству и, по-хорошему, анализируя его опыт следует поставить его в отдельную категорию.
Кроме того, порой свою роль играют малозаметные вещи: просмотр фильма-автобиографии, советы знакомых, посещение специальных курсов. А еще, следует ли принимать во внимание материальное положение и образование? Как же все это обобщить?
На самом деле, все вышеописанное – это уже следствие определенных действий или обстоятельств, которые можно разбить на общие элементы. При этом нашим «кейсом» является не конкретный статус и занимаемая позиция человека (это - конечный результат), а именно те предпосылки, которые привели к конкретным действиям по созданию своего стартапа. Особенностью данных действий является то, что:
- Человек решил заняться чем-то для себя новым;
- Решил делать это постоянно;
- С конкретной целью;
- Но при этом, если честно, вполне мог бы без этого всего обойтись и просто жить как большинство окружающих его людей;
Но ведь под подобное описание "действий" может подойти не только совершение первых шагов по созданию бизнеса, но и какая-нибудь зарядка с утра или то, что человек начал выбрасывать окурки не там, где стоит, а исключительно в урны. Как бы забавно не выглядело сопоставление создания стартапа с культурным выбрасыванием окурков, у этих действий есть общие предпосылки, которые логично расписываются по вышеуказанной системе. Каким образом?
Итак, время мясной части. Базовые составляющие состоят из трех элементов:
1. Внутренняя потребность
Пожалуй, самый очевидный и понятный элемент, но не стоит относиться к нему как к тому, что вы уже сотню раз слышали. Ведь обычно, когда его поясняют, приводят примеры многих успешных людей, допустим, из восточных стран, которые добились успеха, будучи изначально бедными, сумели уже в раннем возрасте начать что-то предпринять чтобы изменить свою жизнь. То есть, их желание, их внутренняя потребность чего-то достичь была основным источником мотивации, которое выразилось в начале активных действий по созданию их собственного дела.
Вы спросите, а мне-то, что с того? Ну, достиг какой-нибудь индус успеха, давайте порадуемся за него и поставим лайк переводу его биографии. Как мне это применить на себе?
Если у других людей внутренняя потребность может быть достаточным фактором, чтобы начать активно действовать, следует внимательно изучить себя. Если сейчас, сидя в офисе и периодически мечтая о своем собственном деле, вы, тем не менее, не начали им активно заниматься, это означает, что внутренней потребности в данный момент недостаточно и следует:
А) Усилить внутреннюю потребность. Люди основывают свой стартап по разным причинам. Для кого-то это желание разбогатеть, для других – добиться признания и уважения, для третьих – дать миру что-то свое. Это может быть как один из перечисленных факторов, а может и вся совокупность. Вам нужно понять, для чего вам собственное дело и, определив это, как можно сильнее развивать и делать акцент на этой составляющей.
Б) При том, что внутренняя потребность – важный, но и не единственный элемент. Возможно, если не получается должным образом себя замотивировать, стоит попробовать использовать другие элементы из базовых составляющих.
2. Среда (Окружение)
Думаю, мы все помним, что человек – существо социальное. Обычно это выражается в потребности общения как с уже знакомыми людьми, так и приобретению новых знакомств. Но если рассматривать окружение человека как элемент, влияющий на него, вспомните пословицу «с кем поведешься от того и наберешься». Она далеко не так негативна, как кажется на первый взгляд. Она лишь означает, что ваше окружение, ваша среда общения, оказывает на вас сильное влияние и изменяет вас в ту сторону, в которой находится ваше окружение. А даже если вам кажется, что среда на вас не влияет, то это лишь означает, что вы прикладываете определенные усилия, чтобы абстрагироваться от нее.
Задолго до начала работ над ГдеПаркингом, я очень четко ощутил влияние окружения, когда после учебы в школе (где я был типичным хорошистом) поступил на первый курс университета. В моей группе оказались ребята, которые при том, что были вполне веселыми и интересными людьми, могли спокойно заниматься не только одними своими делами, но и иметь очень высокие показатели в учебе. Для того, чтобы влиться в коллектив и занять в нем своё место, мне на уровне подсознания стало важным как минимум быть не хуже других. В итоге, после 10 лет учебы, впервые в жизни я стал отличником.
Не думаю, что я - исключение. Уверен, вы точно также ощущали влияние окружающих людей на вас самих.Как это применить для себя?
Вам нужно оказаться и быть в окружении людей, которые горят желанием создать что-то новое или решительно настроены заняться чем-то своим. Можно начать с самого простого - блогов известных предпринимателей, ведь они любят и ценят то, чем они занимаются. Сюда же стоит добавить встречи и мероприятия, посвященные предпринимательской деятельности. Однако помните, что цель – не потусоваться в коворкинге с интересными людьми, а зарядиться энергией и начать делать свое дело.
3. Внешние обстоятельства
В отличие от первых двух категорий, которые скорее помогают нам самостоятельно принять решение, внешние обстоятельства – факторы, которые на вас давят, вынуждая что-то предпринять. Пример – увольнение с работы, когда человек лишается стабильного источника заработка и, более не имея возможности поддерживать свой образ жизни привычным способом, вынужден сделать что-то новое. Ведь если этого не сделать - неприятностей не миновать.
Несмотря на то, что описанный выше пример чаще всего наступает неожиданно, использование внешних обстоятельств вполне можно использовать по собственному выбору. Насколько я успел заметить, данный элемент вполне эффективно стали использовать различные курсы, как относящиеся к предпринимательству, так и весьма сторонние от него. Ставя жесткие условия и требования по выполнению задач, они вынуждают человека действовать. Таким образом, в своем лице они создают дополнительный источник мотивации, заставляя вас дрыгаться в верном направлении.
Довольно наглядный пример из несколько другой области – фитнес тренер. Для большинства людей его эффективность не в том, что он обладает какими-то сокровенными знаниями, а в том, что он просто заставляет вас делать то, что необходимо.
Как применить данный элемент к себе?
На мой взгляд, с ним нужно быть максимально осторожным. Да, увольнение с работы заставит любого человека что-то делать, ведь деньги имеют свойство заканчиваться. Но в случае неудачи, какова будет её цена? Не берусь рекомендовать что-то конкретное, лучше быть честным с самим собой и выбрать тот вариант, который вам подходит лучше всего.
Даже такая простая штука, как то, что вы будете рассказывать своим близким людям о своих планах, будет уже мотивировать вас действовать. Вы ведь рассказали не потому что просто любите болтать, а потому что это - ваша цель. И они будут ожидать от вас её достижения.
Обобщая вышесказанное, любой из элементов триады «базовых составляющих» достаточен, чтобы стать основой для ваших первых действий по созданию своего стартапа. Если же они пока недостаточно сильны, понимая как они работают, их вполне можно усилить. Они называются «базовыми» не случайно, ведь порой можно услышать такие отговорки, как «нет денег, нет связей, нет богатого папы, в стране одни бандиты…» и множество других. Так ли это на самом деле? Как показывает практика, эти проблемы любо надуманны, либо решаются в процессе работы над проектом. Но, в любом случае, роль подобных вещей - лишь вспомогательная и второстепенная по отношению к базовым составляющим, заменить их они не способны. К целеустремленности и усердию весьма часто приходят деньги, а вот в обратном порядке ситуация происходит значительно реже.
Во второй части статьи разберем "катализаторы" (ускоряющие факторы) и область применения всех элементов. А пока я её готовлю и внимательно изучаю ваши комментарии, расскажите, что сподвигло вас начать свой проект и что было источником вашей мотивации?