Прозрачный бизнес наступает
В декабре 2016 г. Федеральная налоговая служба пообещала создать сервис «Прозрачный бизнес». Суть сервиса: общедоступная информация о ряде параметров российских компаний, включая ключевые показатели финансово-хозяйственной деятельности и историю налоговых отношений с государством. Ввести «Прозрачный бизнес» в эксплуатацию налоговики грозились 25 июля 2017 г. В 2017 г. сервис начал работу в тестовом режиме. Не все было гладко с технической частью и корректностью данных. В итоге тестовую версию убрали с сайта ФНС, а срок запуска отодвинули на 1 июня 2018 г. В 2018 г. снова что-то пошло не так. Очередной перенос – на 1 августа 2018 г. – и ввод в эксплуатацию частями. В деловом сообществе уже привыкли посмеиваться над постоянными задержками в запуске сервиса. Но ФНС стала выкладывать эти части в срок.
На 1 декабря была анонсирована выкладка сведений о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение. Пожалуйста, вот они. Обещали дать информацию о недоимках и задолженностях по налогам и сборам – и здесь не обманули. Да, пока это не сервис как таковой, а просто набор xml-файлов, извлекать информацию из которых, мягко говоря, неудобно. Например, сведения о налоговых правонарушениях представлены 11338 отдельными файлами. Искать информацию о конкретной компании, вручную открывая каждый файл, - та еще забава. Но уверен, что год еще не сменится на 2019-й, как платные сервисы по проверке контрагентов вроде «Контур. Фокус» и «Сбис» встроят такой поиск в свои продукты. То, что многие компании считают своей коммерческой тайной, давно секрет Полишинеля.
Налоговики уже публикуют в открытом доступе:
- среднесписочную численность работников
- доходы и расходы по данным бухгалтерской отчетности
- сведения об уплаченных суммах налогов
- сведения о применении налоговых спецрежимов
- сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков.
Таким образом, все, чем нас пугали два года назад, стало реальностью. «Прозрачный бизнес» с 1 декабря заработал в полном объеме. Государство говорит бизнесу: «Мы дали вам в руки мощный инструмент проверки контрагентов. Теперь не рассказывайте сказки, о том, что не знали с кем связывались, когда заключали договор, из-за которого в бюджет не поступили налоги». Эпоха черной налоговой оптимизации движется к финалу. Пора учиться работать по-белому.
Алексей Иванов, директор по развитию «Гениальный штаб»