Раскладываем все по полочкам, или учение о систематике, часть I
Общие понятия
Систематика — это общенаучное и общеметодологическое учение о принципах и способах упорядочения множеств объектов различных областей действительности, знания и деятельности, обладающих сущностным сходством. (Центр Гуманитарных технологий)
Организация — процесс, деятельность по созданию или усовершенствованию взаимосвязей между частями и элементами с целью внесения упорядоченности в процессы и повышения их эффективности. (Википедия)
О чем речь?
Каждый день в интернете мы сталкиваемся с интернет-магазинами, музыкальными и видео сайтами, всевозможными менеджерами задач и сервисами закладок. Все они содержат в себе большие массивы однородных данных, будь то товары из AliExpress'a или плейлисты с YouTube'a.
Если бы разработчики не задумывались об организации контента и сваливали все данные в одну бесконечную простыню, то на поиски нужной информации пользователь бы тратил большое кол-во времени, что негативно бы влияло на посещаемость ресурса. "Поиск" на сайте справляется с этой задачей только от части, когда мы конкретно знаем что искать. Для решения проблемы организации больших объемов данных применяют систематику, то есть упорядочивание и разделение информации по общим признакам.
Способы разделения и упорядочивания информации
Итак, ознакомившись с терминологией и разобрав область применения, мы рассмотрим наиболее популярные и часто используемые способы организации данных:
- Сборник (каталог, коллекция)
- Категория
- Теги (метки)
- "Избранное"
Все вышеперечисленные методы разделения информации в той или иной степени позволяют выделять отдельные наборы данных. Рассмотрим каждый подробно.
Сборник (каталог, коллекция)
Этот вид используется для отделения данных, которые могут быть связаны довольно абстрактным общим признаком. Удобно использовать для организации неявно связанных между собой данных, порой понятных только определенной группе лиц.
Наверное один из самых первых сборников, которым многие пользовались, был музыкальный.
У музыкальных композиций был общий признак, но часто довольно условный, такой как "свежачок" или "зарубежные хиты уходящего сезона". Порой такие сборники содержали исключительно музыкальные предпочтения местного "пирата" (который без попугая).
В интернете же сборники укрепились в каждом онлайн магазине. Наиболее яркие примеры сборников: "товары для дома", "уцененные товары", "скидки и акции".
(yandex market)
(ebay)
Сборники, благодаря своей гибкости, могут быть составлены пользователями, без вреда общей структуре. Яркий пример - это пользовательские плейлисты для аудио или видео.
Категория
Вид похожий на "каталог", но в отличии от него, имеет более жесткий отбор по общему признаку. Часто применяется для уточнения или фильтрации выборки, а так же для данных, имеющих ограниченное кол-во общих признаков.
(yandex market)
(юлмарт, желтым выделены категории)
Теги (метки)
Некие ярлыки или метки "присвоенные" отдельной единице данных. Имеет конкретные, как общеизвестные значения, так и персональные (пользовательские метки, хештеги). Я этот вид систематизации разделил бы на два подвида: теги и метки.
(pinterest)
Теги - это общеупотребимые значения, как правило проставляемые автором (хештеги - имеют более узкое значение, которое призвано индивидуализировать данные). Метки - это персональные значения, проставляемые самим пользователем для личной организации информации (это мое личное разделение в рамках статьи)
(habrahabr)
Теги удобнее всего использовать, когда нужно разложить информацию, которая может иметь много общих конкретных признаков. Чаще всего относится к статьям, изображениям и видео.
"Избранное"
Можно назвать это меткой с фиксированным значением. Наверное самый неявный вид отделения информации из представленного списка, но тем не менее довольно популярный. Используется для быстрого выделения данных в одну группу, причем часто которые не имеют общих признаков и никак не связаны между собой на прямую, но представляют интерес для пользователя. Как правило применяется для быстрого доступа к нужной информации. Проставляется конкретной единице информации.
Заключение
Правильно подобранный вид систематизации информации поможет вашим пользователям легко находить интересующие их данные, что благотворно повлияет на общее представление о сервисе. Но нужно помнить, что одновременное использование нескольких видов организации может как улучшить продуктивность работы, так и наоборот ввести пользователя в заблуждение.
Во второй части мы рассмотрим подробный пример использования систематизации на сервисе "Get My Links", что было использовано в первой версии и почему отказались от такого подхода во второй версии сайта.