Маркетинг для технарей
Если посмотреть на ситуацию используя не совсем корректное разделение на гуманитарные и естественнонаучные задачи, видно, что большая часть маркетологов используют социологические и экономические навыки, да и в целом, маркетинг относят скорее к гуманитарному направлению.
Что в этой ситуации может сделать технарь? Много, очень много. Сейчас у всех на слуху модное выражение “Data-driven”, на западе активно развивается коммьюнити хакеров роста, в электронных изданиях для маркетологов одной из самых заезженных тем стали успешные кейсы. Меняются подходы к маркетингу, меняется портрет маркетолога. Теперь недостаточно понимать, что такое market fit и что такое ARPPU. Самое главное - научный подход и эксперименты. И как раз вот тут нам и пригождается инженерный бекграунд.
Стартапы обычно ограничены в финансах и традиционные каналы получения клиентов обходятся дорого, и остается либо искать нестандартные пути, либо медленно тонуть. Ну а поиск нестандартных путей, в свою очередь - чистой воды эксперимент, который пристутсвует в решении почти любой технической задачи. Мы в хопоксе делаем инструмент для хакеров роста (никак не могу понять свое отношение к этому термину, больно уж хипстерский какой-то), который помогает систематизировать эксперименты, находить лазейки и масштабировать результаты.
Мне кажется, тут хорошо подходит аналогия с генетическими алгоритмами. Если каждое действие маркетолога это ген, маркетинговая стратегия это особь, а фитнес функция - прибыль или конверсия, становится очевидно, что для достижения многократного роста нужно генерировать идеи, проверять их сотнями и отбирать единицы, которые дейстуют, масштабировать их и повторять всё с начала. Такой подход обеспечил рост почти всем крупным компаниям, которые выросли за последние 5 лет.
Если честно, то мне, привыкшему работать с кодом, было достаточно трудно перестроиться на постоянную проверку идей (чаще всего получается делать только то, что можно быстро проверить), но учитывая, что от всех моих действий зависит рост стартапа, это стало необходимостью. Процесс поиска возможностей для роста азартен и чем-то напоминает поиск уязвимостей (наверное оттуда и термин GH). Единственное отличие, что успех не должен являться причиной прекратить поиски.
Исторически сложилось, что большинство стартапов у нас основаны именно людьми с техническим образованием, и я уверен, что именно инженер способен преуспеть в маркетинге, ведь сегодня это больше чем аналитика, это бесконечный эвристический процесс и точечный поиск тех мест, приложив усилия к которым, можно получить наибольший КПД.
Чтобы немножко облегчить вам работу, наша команда работает над сервисом, который структурирует экспериментальный подход. Грубо говоря, мы делаем таск-менеджер с экспортом аналитики, спринтами и базой знаний. Не совсем точная формулировка, и если сжать её до двух слов, получается, что у нас инструмент роста.
Коллеги, я пишу всё это не с целью прорекламировать сервис, а для того, чтобы найти единомышленников и евангелистов. На данный момент наши клиенты - в основном фонды и инкубаторы (например, бизнес-инкубатор ВШЭ), но мы хотим сделать инструмент удобным и доступным для любого предпринимателя. Чтобы не порождать очередной карго-культ (как это иногда бывает с внедрением agile), мы хотим, чтобы люди по-настоящему использовали данные для роста и экспериментировали.
Если у вас есть свой бизнес или стартап и вы количественно и качественно проверяете идеи, формулируете гипотезы, пользуетесь amplitude, mixpanel, проще говоря, используете данные для роста и экспериментируете - давайте знакомиться! Найдите свободное время, заполните небольшую анкету и мы предоставим вам неограниченный доступ к сервису, а в ответ попросим помочь нам сделать его удобнее для вас.
Ну а в комментариях предлагаю пообсуждать, кто какие инструменты использует, устраивают ли вас темпы роста и что вы делаете для того, чтобы ускориться :)
Спасибо за внимание!
P.S. За замечательные комиксы спасибо Рэнделу Манро (xkcd.com)