Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
85 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

О переменах в технологии поиска с помощью AI в России и мире

ИИ-поиск — это та интерпретация технологий LLM, с которой большинство людей познакомились впервые наряду с чат-ботами поддержки. Но несмотря на огромный потенциал использования ИИ-поиска, эта тема раскрыта очень поверхностно.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Под ИИ-поиском мы понимаем систему, которая позволяет преобразовать естественный язык пользователя в поисковый запрос, а также суммировать найденную информацию.

Сейчас происходит смена парадигмы поиска. Классический просмотр списка ссылок уходит на второй план, уступая место проактивным AI-ассистентам. Эти системы не только выдают ответы, но и помогают выполнять простые задачи: структурировать данные, автоматизировать работу с приложениями.

Эталон, к которому стремится индустрия — полноценная операционная система для решения повседневных задач пользователя. Техгиганты, как Perplexity и OpenAI, разрабатывают GenAI-браузеры, которые умеют:

  • анализировать содержимое открытой страницы,

  • составлять сводки писем и событий календаря,

  • управлять вкладками,

  • перемещаться по сайтам,

  • строить маршрут на карте.

Агенты могут выполнять действия на сайтах от имени пользователя, например, заполнять онлайн-формы. И благодаря тому, что конкуренция между лидерами рынка усиливается, технология становятся удобнее и доступнее.

Применение ИИ-поиска

ИИ-поиск переводит желание покупателя в цепочку фильтров и параметров, чтобы найти нужный товар или услугу. Классические фильтры — это своеобразный «костыль», вынужденная попытка стандартизировать разнообразные запросы людей под формат карточек на сайте и требует от покупателя принять структуру сайта. ИИ-поиск работает по другому: он понимает смысл запроса, может уточнять детали в диалоге и предлагать дополнительные варианты, которые подходят для выбора, но не всегда очевидны для человека.

Такой подход востребован на сайтах с большим ассортиментом и разветвленной системой фильтров. Он помогает пользователям, которые могут не знать обо всех доступных параметрах выбора. Решение помогает упростить путь пользователя от интереса к покупке. В результате магазины получают рост конверсии на 10–30% и увеличение выручки на 5–20% за счёт более удобного пользовательского опыта.

В основе ИИ-поиска лежат алгоритмы машинного обучения. Они анализируют человеческую речь, обрабатывают контекст и выявляют скрытые связи между товарами и предпочтениями покупателей. ИИ исправляет опечатки, понимает сленг и учитывает ситуативные особенности запроса. Семантический поиск — это обработка не только ключевых слов, но и смысла фразы. При неточных или разговорных формулировках система всё равно находит подходящие варианты.

Если к поиску подключается чат-бот, пользователь может вести диалог в свободной форме. В отличие от традиционного булевого поиска, нейронный поиск воспринимает суть задачи. Например, по запросу «доступные смартфоны для игр» система подбирает только те модели, которые действительно подходят по цене и параметрам, а не все смартфоны с этим набором слов.

Однако для внедрения ИИ-поиска необходимо не только инвестировать в разработку, но и подготовить структурированные данные о товарах, ассортименте и характеристиках. Эффективность ИИ-поиска напрямую зависит от качества каталога товаров и метаданных.

Выводы

AI-поиск становится важным инструментом, который меняет подход к выбору товаров и услуг. Мы видим, как крупные маркетплейсы, сервисы по поиску недвижимости, ретейлеры и туристические платформы уже внедряют или разрабатывают подобные решения. Эти инструменты понимают запросы на естественном языке, помогают быстро находить нужные товары и предлагают персональные рекомендации.

Выгоды получают и клиенты, и бизнес. Покупателю проще выбрать товар или услугу. У бизнеса растёт конверсия и выручка, а нагрузка на поддержку уменьшается.AI-решения развиваются быстро, и в этой гонке выигрывают те, кто адаптирует инструменты под требования отрасли. Наличие четкой структуры данных и высокой экспертизы или надежного партнера для внедрения ИИ-инструментов дают конкурентное преимущество и помогают удерживать клиентов.

О том, как развивается ИИ-поиск в сфере гостеприимства, e-commerce, недвижимости и других отраслях читайте в нашем исследовании.

Полное исследование доступно для чтения

Haiku — лаборатория ИИ-решений для крупного бизнеса. Мы исследуем, разрабатываем и внедряем ИИ-технологии, а также управляем масштабными ИТ-проектами крупных российских компаний.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.