3 вещи, которые я хотел бы знать перед открытием стартапа
1. Я не знаю, о чем будет мой стартап
Много моих друзей говорят мне о том, что я люблю креативить, создавать новые инициативы/идеи, но либо «У меня слишком много идей и я не знаю, что именно мне выбрать», либо «У меня нет четкой идеи, какой продукт я хочу сделать или какую услугу оказывать»! Сперва, хотелось бы рассказать, как возникла идея стартапа Happiana. Я знал, что моё призвание – это быть предпринимателем. Но я не понимал, что конкретно хочу делать. Я хотел сделать мир лучше, и поэтому, например, выбрал название компании – Happiana: «Счастливая Нирвана» (“Happiness Nirvana”). После этого, я начал думать, что я могу сделать, чтобы изменить мир в лучшую сторону.
Первой моей идеей (возможно, она возникла из-за того, что я был в организации AIESEC в течение 4-х лет) было открытие ресторана! Да, именно, ресторан. Он немного отличается от других, потому что главной фишкой ресторана была демонстрация различных культурных особенностей. Предполагалось, что у ресторана будут различные зоны, в каждой зоне культура разных стран (Китайская, Русская, Арабская и т.д.), начиная от еды, напитков, музыки, мебели, и заканчивая еженедельными шоу от каждого региона. Но после долгого обдумывания этой идеи и планирования, я обнаружил, что здесь есть две главные проблемы: 1) у меня нет достаточно средств, чтобы открыть ресторан; 2) у меня нет страсти к приготовлению еды и я не умею готовить. Поэтому, эта идея мне не подошла.
Спустя пару дней, после просмотра нескольких видео о мировой энергетики, изменении цен на нефть, изменении климата и вредные последствия от этого, я почувствовал, что хочу сделать вклад в эту сферу, и решил сменить направление стартапа Happiana в область солнечной энергии. Сначала, мы думали сделать часы/браслеты на основе солнечной энергии. Идея была очень хорошей: можно носить их на вашей руке, заряжать при помощи их ваш мобильный телефон. Вместе с командой мы начали работать над этой идеей, и через некоторое время мы поняли, что это не очень удачная идея, так как мощность солнечных батарей, в основном, зависит от их размера. Чем больше солнечные батареи, тем больше энергии они могут генерировать. При помощи маленьких солнечных батарей на запястье в виде часов или браслета, можно будет зарядить батарею телефона только на 10-20% за весь день. И мы решили, что это не та идея, которую мы хотим воплотить в жизнь.
И после двух месяцев работы, поиска новых идей, мы пришли к третьей идеи: сделать зарядку для телефона на основе солнечной энергии, которая будет заряжать телефон с такой же скоростью, как и от розетки. Мы сделали маркетинговое исследования, спрашивая разные группы людей об этой идеи, и получили очень хорошую обратную связь на эту задумку. Поэтому, мы решили изменить наш фокус и начали работать над этим продуктом. И только спустя 5 месяцев работы над этой идеей, мы, наконец-то, создали и протестировали наш продукт - SunBank. И уже его предпродажи на краудфандинговой платформе начнутся в начале января 2017-ого года. Повторюсь ещё раз, это нормально начинать работать над стартапом без четкой идеи продукта или услуги. На вашем пути вы встретите большое количество технических и финансовых препятствий, которые могут изменить вашу первоначальную идею. Так что, если вы знаете какую проблему вы хотите решить, начните набрасывать различные идеи о вашем продукте или услуги. И также, будьте уверены, что вы и ваша команда понимает, что на вашем пути могут случиться много изменений и нужно уметь вовремя адаптироваться к ним.
2. Работайте в коворкинге
Одно из самых известных заблуждений стартапов и одна из самых больших ошибок, которую допускают все предприниматели – они совершенно не думают о маркетинге или нетворкинге до финального завершения их продукта. Сейчас я понимаю, что тоже допустил эту ошибку.
Happiana – стартап, специализирующийся на разработке продуктов на основе чистых технологий и электроники. По своей специальности я инженер, но я никогда не разрабатывал новый продукт. Поэтому я использовал интернет, чтобы узнать больше о каждом этапе развития стартапа, что мне нужно делать на данный момент. И, конечно же, онлайн обучение и поиск информации в интернете – это очень здорово, но в интернете огромное количество бесполезной информации и вы не сможете получить корректный ответ на ваш вопрос, если вы не знаете какой вопрос необходимо задать. Да, много раз в процессе разработки SunBank, у меня были вопросы о материалах, разработке программного обеспечения, технологиях изготовления, но я не знал, какой точный запрос мне стоит вводить в Google, чтобы найти правильный ответ. Но всё изменилось, когда я начал работать в различных коворкингах. Я встретил огромное количество предпринимателей, у которых есть большой опыт в областях, с которыми я не знаком. И в течение только 2-х недель я получил больше полезной информации, чем за предыдущие 4 месяца работы. Поэтому, я планирую, когда у нашего стартапа будет достаточно денежных средств, арендовать офис в коворкинге, куда я могу ходить каждый день и обмениваться опытом и знаниями с другими людьми.
3. Не тратьте много времени на планирование
Я знаю, что это очень модно составлять бизнес-план, мечтать о крупных сделках, составлять видение на целых 5 лет, представлять момент, когда ваш стартап станет «единорогом» (unicorn: стартап, рыночная стоимость которого превышает $1 млрд), и ставить другие амбициозные цели. Обычно предприниматели амбициозные люди с долгосрочным видением. И это хорошо. Но не тратьте много времени на большие мечты, если вы, по факту, еще ничего не сделали.
Я помню, что на моей первой командной встрече, мы обсуждали бюджет, план и таймлайн для нашего стартапа. На тот момент у нас было только 1000$ для всех наших операций до момента финальной разработки первого прототипа продукта. После этого этапа, мы думали о поиске инвесторов, чтобы начать производство нашего продукта. И, наверно, мы потратили около 2-х часов на обсуждение того, как мы будем тратить наш первоначальный бюджет (1000$), хотя, мы даже не знали, сколько стоят материалы, в какой стране их лучше покупать, или нам лучше стоит отдать производство продукта на аутсорсинг какой-нибудь компании. И самое интересное, что мы даже не знали, что в определенный момент времени мы полностью изменим наш продукт. Так что, вы можете себе представить сколько нервов и сил мы потратили впустую.
И если говорить о нашем таймлайне, то, на самом деле, мы планировали завершить наш первый продукт в течение 3-х месяцев, но по факту, этот процесс отнял у нас целых 7 месяцев. И это случилось не из-за того, что мы лентяи, а из-за многочисленных мелких деталей, которые мы не ожидали встретить на нашем пути. Я не говорю, что планирование – это плохо. Планирование помогает понять, какие вещи сперва нужно узнать лучше, чтобы ваш стартап функционировал на 100%. Но не стоит слишком зацикливаться на мелких деталях, особенно над теми, которые вы не собираетесь делать в первую очередь. И если вам реально хочется сделать детальный бюджет, таймлайн и т.д., тогда обратитесь к другому стартапу, у которого уже есть определенный опыт и попросите у них совета и поддержки.
Итог
Это три главных урока, которые я вынес из моего опыта на данный момент. Если вы планируете стать предпринимателем, я рекомендую вам еще раз внимательно изучить все эти пункты. Поверьте, это сохранит вам много времени, денег и сил.