Что такое OKR в бизнесе — как написать цели и ключевые результаты?
OKR — означает цели и ключевые результаты
Эта методика достижения целей компании быстро распространилась среди крупных компаний после того, как Google начал использовать ее в 1999 году. Некоторые утверждают, что именно после внедрения этой методики Google начал расти с головокружительной скоростью.
Причем Google лишь одна из многих историй успеха.
В этой статье мы покажем примеры составления OKR целей и разбивку их на ключи, с помощью которых эти цели будут достигаться. Но сначала поймем, как цели и ключи работают: ответим на вопрос "Как OKR может помочь в достижении амбициозных целей компании".
Рис. 1. Рост акции GOOGL за всю историю
Так что же такое OKR?
Известный факт — у более крупных и сложных организаций, стратегические планы и цели часто становятся абстрактными. Сотрудникам трудно понять такие цели, не говоря уже о том, чтобы выполнить их. Как говорится «Как поставишь задачу — так она и будет выполнена». Приведем простой пример постановки задачи:
Жена говорит мужу:— Дорогой, вынеси мусор! (Сейчас)— Да, дорогая! (Вынесу завтра)
Непонятные или двусмысленные цели могут привести к несогласованности или конфликтам.
Цель OKR определить каким образом достичь поставленных целей через конкретные и измеримые действия.
На уровне компании или отдела устанавливаются глобальные цели. Цели должны быть амбициозны и их не должно быть много (достаточно 3-4 штук). Затем команды отделов прописывают так называемые «ключи» достижения этих целей. В свою очередь, каждый сотрудник определяет способы выполнения «ключей» с помощью понятных задач и конкретизированных условий их решения. Руководству важен только результат.
Таким образом, никто не теряется в том, чтобы делать то, что не нужно, и может вместо этого сосредоточиться на деятельности и результатах, которые им нужно достичь.
OKR предполагает амбициозные цели, поэтому ее достижение на 60-70% считается успехом. Результат в 80% и более — признак того, что цель была слишком простой. Тогда при последующем планировании нужно будет поднять планку. Результат менее 50% считается неудачей. В таком случае нужно проанализировать причины проблемы и учесть их в дальнейшем.
OKR состоит из двух частей:
- Определение цели
- Определение ключевого результата
Рис. 2. Цели OKR должны быть сверхцелями
OKR в бизнесе. Пример
Рассмотрим пример OKR. Допустим, у вас есть своя франшиза духов, более 100 магазинов по всей стране. Как директор компании, вы можете установить 2 цели:
- Увеличить количество магазинов на 20%
- Увеличить прибыль на 10%
Посмотрите, как эти две цели отвечают на следующий вопрос:
Куда я хочу пойти?
Чтобы определить Ключевые результаты, необходимо ответить на следующий вопрос:
Как я узнаю, доберусь ли я туда?
Простой ответ: проверяя, сколько новых магазинов вы открыли, или анализируя цифры из финансовых показателей, вы ничего не поймете. Нужно, чтобы основные результаты определяли ход действия, которые приведут к цели, например:
Задача 1: увеличить число магазинов на 20%
Ключевые результаты:
- Выбрать 40 новых кандидатов франшизы к марту
- Посетить лично 30 из них до июня
- Заключить контракты с 25 из них до сентября
- Открыть 20 магазинов до декабря
Теперь, если вы отслеживаете эти ключи в течение года, вы будете знать, где вы находитесь.
Аналогично, для другой цели:
Задача 2: увеличить прибыль на 10%
Ключевые результаты:
- Внедрить систему реверсивного аукциона с регистрацией поставщиков и сэкономить 10% на закупках
- Передать на внешний подряд распределительный парк магазинам и сократить расходы на 25%
- Запустить сезонную кампанию в День Святого Валентина, в Международный женский день и удвоить доход от прошлого года
Теперь, ваши сотрудники точно знают, что им нужно делать для достижения целей, как они будут контролироваться, и какие действия должны быть выполнены.
Реализация ОКР методологии в компании имеет фундаментальное значение для ее развития. Попробуйте расписать ваши цели и ключи. В следующей статье мы расскажем о конкретных примерах постановки целей OKR в бизнесе.
Рис. 3. Схема «Как достичь OKR цели»