Что такое SQL, и почему это круто Кратко бизнес-анализ выглядит так: сырые данные → ценная информация → деньги . Его цель — поднять эффективность бизнеса и укрепить его положение на рынке. Бизнес-аналитика призвана правильно применить результаты анализа на практике, а аналитик рекомендует оптимальные пути достижения поставленных целей каждой конкретной компании на основании их показателей.
SQL-аналитика — один из сегментов бизнес-аналитики, где основным инструментом является язык запросов SQL. Он способен работать с базами данных, обращаться к данным из них, визуализировать нужные разрезы, исследовать, анализировать и т.д.SQL гибок и обладает очень широким спектром возможностей. В основе работы лежат логи. Их фишка — в последовательной фиксации всех (!) действий, произведенных пользователем. Вспомните все, что вы делаете на компьютере за день, а потом перемножьте на ~248 дней по производственному календарю. Ах да, а потом умножьте на количество всех ваших коллег. Массив будет гигантский.
Отсюда вытекает основная задача такого специалиста — определить как правильно можно извлечь, обработать и наглядно представить ценную для бизнес-заказчика информацию.
Мой путь По образованию я экономист, посвятила шесть лет бизнес-информатике. Синтез технических и бизнес-дисциплин показалось перспективным, поэтому я выбрала это направление. Во время учебы мы не занимались только программированием или изучением классической экономики, а пробовали смотреть на всё сразу с нескольких ракурсов. Изучали архитектуру предприятия, построение процессов, автоматизацию учета в компании, менеджмент, информационную безопасность и т.д. В университете же впервые и познакомилась с языком SQL.
Во время учебы работала 1С-разработчиком, однако поняла, что хочу двигаться в другую сторону. Было много сомнений, стоит ли отзываться на вакансию «SQL-аналитик» подойдет ли это мне, потяну ли. Но решилась. Собеседование, тестовое задание, оффер. Первый день прошел дистанционно: я пообщалась с новым руководителем, получила доступы к системам, познакомилась с ментором. Самым тяжелым, наверное, было то, что я пришла сразу на проект, и многое изучала уже в процессе работы. Постоянно советовалась с коллегами и ментором, многое изучала сама на курсах или в статьях/книгах.
Этапы работы 1. CustDev и утверждение требований
Как правило, первый этап — это заполнение анкеты. Клиент фиксирует то, что именно хотел бы исследовать (процессы/операции ) и детально прописывает цели и задачи проекта. Это всегда непросто и занимает много времени. Почему?
Иногда заказчик может далеко не сразу четко сформулировать, что ему нужно. Иногда его желания не совпадают с нашими возможностями. Ведь прежде всего, мы изучаем, исследуем и анализируем, определяем «узкие места» и предлагаем варианты решения проблемы. Однако итоговое решение остается за заказчиком.
2. Изучение внутренних регламентов и нормативных карт, юридические согласования
Любой проект с использованием нового программного решения в больших компания — это всегда игра вдолгую. Многое упирается в юридические тонкости и вопросы информационной безопасности.
Следующий этап: изучение качества данных. Нужно понять, насколько они корректны, достоверны и актуальны. Бывают ситуации, когда для восстановления протекания процесса или операции недостаточно предоставленных данных из согласованных источников. Тогда пригодится использовать дополнительные.
3. Аналитика
Здесь начинается магия. Изучаем и обрабатываем полученные данные, чтобы правильно их связать. У нас ими выступают логи, агенты мониторинга, нормативные карты. Суть в том, что в огромном количестве разрозненной информации нужно найти интересующие нас процессы. Как вариант, их части, чтобы правильно построить целый. Это возможно сделать несколькими путями:
Специальный алгоритм выявляет дублирующиеся цепочки действий. Все происходит автоматически; Полуавтоматически, когда нужно задать начало и конец процесса/операции, а алгоритм уже находит между ними связи; Вручную связывать действия людей из разных отделов и служб. Именно в таких случаях, к слову, часто нужны дополнительные источники. 4. Презентация результатов
Кратко, емко, на основе результатов и доступно нужно рассказать то, что выявили во время работы. Ключевое здесь — простота изложения, поскольку не всем знакомы специфические термины типа task mining. К этому нужно быть готовым. Еще нюанс: чем нагляднее, тем понятнее.
Трудности Без них не бывает. И если техническую сторону работы можно проработать и прокачать в процессе, то рассматривать ситуацию с точки зрения клиента намного сложнее. С чего начать? На чем делать акцент? Что будет выступать отправной точкой? Казалось бы простые вопросы, но дать на них ответы порой довольно проблематично.
Я считаю, что есть три аспекта, которые помогут разобраться в этом: опыт, время и практика.
Нужные скиллы Я бы не сказала, что для вход в профессию невероятно сложный, но ряд специфических требований все же есть. Из них:
знание хотя бы азов SQL; базовые навыки работы с большими данными; общие знания о теории БД и методологиях проектирования; опыт работы с СУБД (в нашем случае, это — ClickHouse) Большой плюс — аналитическое мышление. Из soft skills :
постоянное расширение кругозора . Проекты не ограничиваются только одной областью, работать приходится как с банками, например, так и с промышленными предприятиями. И хотя бы минимальное знание отрасли и специфики деятельности помогает быстро вникнуть во все тонкости и нюансы и обращаться к уже известным конструкциям, а не начинать с нуля;внимательность . Работать нужно с большими, порой очень большими массивами данных, где в лёгкую можно потерять концентрацию и упустить важную деталь. Поэтому любимая поговорка всех аналитиков — «7 раз отмерь, 1 отрежь».коммуникабельность . Да, избито. Но всегда полезно. Специфика нашей работы в общении с множеством людей — от клиентов до маркетологов, и каждому нужно донести точную информацию, по сути, договорившись о чем-то;навыки представления . Как я говорила выше, что мало сделать работу правильно, нужно четко и понятно объяснить её итоги как до коллег, так и заказчика;работа в команде . Комментарии излишни.Почти итог Быть SQL-аналитиком — это нечто большее, чем просто отсидеть восемь часов в офисе. Это большая любовь к тому, что ты делаешь и как делаешь. Сколько раз замечала, что ребята могут скинуть интересную книгу/статью/кейс (нужное подчеркнуть) в любое время дня и ночи. И это будничная ситуация.
Быть SQL-аналитиком — это работа на стыке точности и креатива, когда нужно быстро и грамотно сориентироваться в ситуации.
Быть SQL-аналитиком — это здорово.