На самом деле акселераторы — декселераторы?
Перевод статьи Эшвина Рамасами, основателя ContractIQ
Гари, умный и прокачаный основатель стартапа, написал мне имейл с вопросом, стоит ли ему идти в известный акселератор. Я тут же ответил решительное «нет». После чего мы говорили минут 30, и я не припомню, чтобы я кого-нибудь так страстно убеждал. Я будто чувствовал за собой обязанность спасти предпринимателя.
Акселераторы возникли в основном с целью помочь начинающим предпринимателям освоить методологию «Starting Up 101» под присмотром опытных менторов. Речь о том, чтобы правильным, понятным образом совершить несколько действий для того, чтобы твой стартап выжил и дошел до "переломной точки" (tipping point). Переломная точка в описании Y Combinator объясняется следующим образом:
В 2005 году Y Combinator разработал новую модель финансирования стартапов... Стартапы переезжают в Кремниевую долину на 3 месяца, в течение которых мы активно работаем с ними, чтобы привести компанию в наилучшую форму и отполировать их питч для инвесторов. Каждый цикл завершается демо-днём, на котором стартапы представляют свои бизнес-планы перед специально отобранной аудиторией.
Таким образом, топ-акселератор заявляет, что является новой формой финансирования. Что вызывает вопрос: а чем он НЕ является?
Если цель акселератора – помочь стартапу получить финансирование, то здесь кроется ирония. Цель стартапа – быстрый рост от идеи к устойчивому бизнесу, который решает некую проблему в масштабе, при зарабатывая либо наращивая пользовательскую базу. Финансирование действительно помогает в вопросе роста и/или ускорения развития. Однако многие стартапы не растут. Вот в чем акселераторы могли бы и должны бы помогать, но большинство этого не делают.
В основном акселератор – это вариация чего-то типа «n месяцев интенсивной программы и x итераций каждый месяц», и часто n меньше шести месяцев.
Ложное чувство "ага!"
Возможно, существование демо-дня обусловлено технической целесообразностью или даже бизнес-необходимостью для всех акселераторов. Однако создание условий, при которых стартапы вынуждены подготовить в короткие сроки и представить свой проект на демо-дне, либо вылететь из-за практических ограничений акселератора, зачастую приводит к демотивации стартапа, а иногда даже вынуждает стартап идти по ошибочному пути притворства и имитации.
Ирония, о которой я говорил выше, заключается в том, что каждый стартап рассматривает нахождение в акселераторе как быстрый путь к получению инвестиций.
В то же время только часть их действительно получает (27%, если быть точным). Даже внутри той четверти, которая получает деньги, шансы радикально разнятся в зависимости от акселератора.
Так, 72% стартапов YC в 2012 году получили финансирование. Но я знаю несколько акселераторов, у которых вовсе не было демо-дня, и ни один стартап из выпуска в течение года не получил инвестиций.
Иллюзия достижения прогресса
Ощущение гонки и спешки перед окончанием срока акселератора приводят к тому, что многие стартапы просто ставят галочки около очередных этапов развития – но при этом не понимают их значения и того, для чего они нужны. Даже если недельный рост входит в число метрик, невозможно предсказать, что стартап, который недостаточно быстро рос в первые недели, не найдет "святой грааль" через год.
Помните: в стартапе бывает достаточно поднажать и сделать всего один правильный ход, чтобы фортуна повернулась к вам. Это минимальная планка.
Препятствия не просто временно выводят стартап из равновесия. Зачастую они наносят непоправимый вред. Ниже перечислены несколько распространённых заблуждений, которые акселераторы непреднамеренно внушают стартапам.
- Личного опыта вполне достаточно, чтобы сделать верные выводы о том, как должен выглядеть продукт, чтобы выйти на рынок.
- Строить лучше, чем исследовать. Я не понимаю, как написание кода может способствовать маркетинговой деятельности, а исследования перспектив может быть менее продуктивной деятельностью. Давайте различать сляпанный на коленке MVP и качественное исследование.
- «Сделать быстро» важнее, чем «постепенно делать, пока не получится»
Торопливые демо, неподготовленные презентации для инветоров и высокие шансы не получить инвестиций после акселерации принимают угрожающие размеры, и стартапы ломаются под весом обстоятельств. Что делают некоторые из них? Меняют концепцию – на остаток тех денег, что инвестировал акселератор.
Рой менторов
Я сам одновременно и выпускник акселератора, и ментор во всемирно известном акселераторе. За последний год я получил от акселератора два письма с рассказом о состоянии дел в стартапах, которым я оказываю менторскую поддержку. Я не помню ни названий, ни сути проекта. Ни один из них не обратился ко мне за те три месяца, которые прошли с нашего знакомства. Или дело во мне, или это показывает, какова на самом деле связь между менторами и их подопечными. Кстати! Я никогда не обращался ни к одному ментору из своих знакомых после того, как две попытки закончились пятиминутной аудиенцией.
Менторы, какиими бы известными они не были и как бы не хотели помочь, всё же недостаточно мотивированы непрерывно поддерживать контакт. То же самое касается выпускников. Причастность к международному акселератору с глобальной сетью контактов часто означает, что вас включили в гигантский список рассылки – формат общения, которые не располагает к дружескому доверительному общению.
Ослепительный свет инвестиций
Если вы думаете, что получите инвестиции на демо-дне, вы ошибаетесь. Кристина Цай (Christine Tsai), партнёр в 500 Startups, высказалась об этом так:
Вы сильно ошибаетесь, если думаете, что и правда поднимете денег на демо-дне. Конечно, кто-то может закоммититься, не сходя с места, но это случается редко. Смысл демо-дня – познакомиться с инвесторами, получить их контакты, добиться первой встречи.
В общем, если ваша цель – получить финансирование, почему бы не использовать эти четыре месяца, чтобы позвонить каждому сотруднику всех венчурных компаний или посещать их мероприятия и в итоге самостоятельно добиться встречи с теми же инвесторами, которые могут вами заинтересоваться?
Посевные инвестиции
Цвет и ценность денег одинаковы вне зависимости от источника, из которого вы их получили. Один из лучших предпринимателей, с которым я советовался, сказал так:
«Это ты добавляешь ценности ивестору. До этих пор его деньги ничем не отличаются от другого инвестора, с которым ты познакомишься».
Сравните деньги, которые достаются вам без волнений демо-дня, без переездов, без паники в случае, если вы не получите инвестиций после этого демо-дня, с деньгами, которые сопровождаются всеми этими волнениями. Выбирайте с умом. Кроме того, в сегодняшних условиях вам совершенно не нужны внешние деньги, чтобы построить прототип.
Читайте также "Почему ваш стартап не понравится инвестору?"
Так почему же акселераторы считаются полезными для стартапа?
- Если существует место, где я могу познакомиться со всеми своими клиентами, причём релевантными, будет ли оно мне нравиться? Вот почему венчурные инвесторы любят акселераторы. Едина точка входа для формирования их бренда и намного меньше усилий по поиску скакуна, на которого можно поставить.
- Как и образование, акселераторы – организации, в которых легко оценить лучших, но сложно сказать, чем «средние» от них отличаются. Поэтому тот, кто даёт (сомнительные) советы, (заменимые) деньги, (негарантированное) будущее финансирование и (некорректное) умение приоритизировать задачи, будет выглядеть привлекательно – пока не рассмотришь повнимательнее прилагательные в скобках.
- Нам всем нравится побеждать. Попасть в акселератор для основателя стартапа – как будто получить признание. Когда нет других успехов, первым победам сложно сопротивляться. Вспомните бессмысленную геймификацию, которую вы планируете предложить своим пользователям. Карма устроена сложнее, и платить нужно авансом. Учитывая до смешного низкий процент принятия в акселератор, возникает ощущение, что в эту игру стоит играть только для того, чтобы быть принятым в эту песочницу.
Учитывая всё вышесказанное, акселераторам не нужно быть вам полезными во всех отношениях. Достаточно только одной составляющей: невероятной базы пользователей, одного хорошего ментора, которому вы понравитесь, инсайдерской информации от инвесторов, которые ищут что-то похожее на ваш проект, и так далее. И именно поэтому от них непросто отмахнуться.
Коротко говоря, если вы решаете связаться с акселераторами, выбирайте тот, который даст вам значительное преимущество – которое часто неосязаемо. Всему остальному можно найти более удачные и более дешёвые альтернативы.