Как оценить стартап: методы оценки на early и pre-revenue стадиях
Каждый учащийся финансового колледжа знает, что оценка прибыльного бизнеса рассчитывается с учётом оборота продаж, доходов прошлых лет и другие показатели.
Со стартапами на поздней стадии все легко: их оценка производится по пути описанному выше. Но у стартапов на ранней стадии нет дохода и других показателей для расчета их оценки. Количество неизвестных настолько велико, что увеличивает риски и делает традиционные методы оценки неприменимыми для стартапов на ранней стадии.
Бизнес-планы и финансовые прогнозы не отображают реальной картины: это лишь обещания для инвесторов, чтобы продемонстрировать потенциал. Поэтому, инвесторы могут оценить только потенциал и способность команды его реализовать.
И, конечно, этот способ очень субъективен и зависит от интуиции инвестора и его впечатлений от общения с основателями стартапа. Тем не менее, существует несколько методов, которые используются многими венчурными капиталистами и финансовыми институтами во время due diligence, что позволяет прийти к базовым рыночным показателям для стартапов на стадии pre-revenue.
Инвестиционная аналитическая команда InnMind изучила самые распространённые модели оценки стартапов и в этой статье подробно расскажет о них.
Метод венчурного капитала (метод нормы прибыли)
Часто используется для стадий Seed, Series A
Так как работа стартапа обычно является неприбыльной в первые годы, венчурный метод фокусируется на предполагаемой стоимости в момент, когда инвестор выходит из компании. ключевую роль в этом методе играют 2 показателя:
- оценка pre-money или доинвестиционная стоимость стартапа (оценка компании до получения инвестици);
- оценка post-money или постинвестиционная стоимость стартапа (оценка с учётом полученных инвестиций и количества лет, по истечении, которых инвестор выйдет из проекта).
Венчурный метод прост и представляет собой такую формулу:
ROI = конечная стоимость/оценка post-money
Post-money = конечная стоимость/ожидаемый ROI
Конечная стоимость — цена продажи компании в какой-то момент в будущем и может быть оценена путём предположения разумных прибылей за год продаж и оценки доходов, основанных на этих прибылях.
Ожидаемый ROI: большинство венчурных фирм ожидают 10-40х кратного возврата инвестиций (в соответствии с отраслевыми нормами для стартапов на ранней стадии).Учитывая вышеизложенную логику подсчётов, оценка pre-money может быть получена следующим путём (цифры взяты для примера):
Оценка post-money = €35m (конечная стоимость)/20х (ожидаемый ROI) = €1,75m
Оценка pre-money: €1,75m — €300000 = €1,45m
Метод скоринга (Scorecard method)
Часто используется для стадий: Pre-seed
Метод скоринга основан на сравнении с аналогичными или конкурирующими компаниями с акцентом на множественные факторы рынка и корректировкой среднего значения оценки по недавно профинансированным компаниям в отрасли. Такие сравнения могут быть сделаны для стартапов одной и той же отрасли и стадии развития, чтобы определить оценку pre-money (доинвестиционную оценку).
При проведении оценки, необходимо взвесить факторы и оценить их баллами от −3 (худший) до +3(лучший). Затем баллы надо умножить на коэффициент сравнения, указанный в таблице ниже (столбик Range), чтобы каждый фактор имел значение и потом суммируем полученные значения и умножаем эту сумму на среднее значение оценки pre-money в отрасли.