Авторский и технический надзор ремонта – в чем разница
Многие заказчики, заказывающие услугу авторского надзора за проведением дизайнерского ремонта, убеждены, что одновременно с ним дизайнер, автор проекта, должен осуществлять еще и технический надзор. А уж если дизайнер привел для реализации проекта свою ремонтно-строительную бригаду, то, по представлениям клиента, он вообще чуть ли не начальник строительства и отвечает за все происходящее на объекте.
Однако, по своей сути и объему выполняемых работ авторский и технический надзор — это совершенно разные услуги. В чем же разница, какого содержание каждой из них?
Естественно, заказчик хочет не только получить на выходе именно тот дизайн своего помещения, который он утвердил на изображениях и в 3D-визуализации, но и быть уверенным в том, что после окончания дизайнерского ремонта, в который вложено столько средств, не отвалится вскоре терракотовая плитка ручной работы, не треснет стяжка, не сгорит замурованная в стены проводка в коробках.
Чтобы всего этого кошмара не произошло, и дорогостоящая отделка не была испорчена, кто-то должен строго контролировать соблюдение технологии производства работ:
· процесс подготовки основания для стяжки (состав цементно-песчаной смеси и содержание в ней воды, глубину погружения армирования, процедуры нанесения, сушки, обустройства усадочных швов и т.д.);
· правильность определения необходимого сечения провода и кабеля по мощности, сверка типов кабеля, методы соединения проводов в коробке и проч.
Традиционно контроль соблюдения технологии строительства/ремонта (при всей его важности для клиента) не входит в авторский надзор за соответствием внешней (визуальной) части ремонта дизайн-проекту. Дизайнер, к примеру, дает привязку по размерам толщины стены после оштукатуривания, которая влияет на расход обоев и краски, итоговую глубину ниш для установки мебели и техники, но он не отвечает за количество нанесенных слоев штукатурки (у строителей он может достигать — в отличии 20 мм по норме — 60 мм и более в зависимости от кривизны стен), наличие обязательного грунтования, предварительную просушку каждого слоя, соблюдение уровня стеновых поверхностей.
Проще говоря, контроль внутренних технологических процессов строительства и ремонта является содержанием технического надзора, для осуществления которого привлекают специалистов, обладающих необходимой квалификацией для проверки качества используемых материалов и соответствия выполняемых работ техническим нормам. На крупных объектах капитального строительства в качестве органа технического надзора выступают специализированные подрядные организации, а в частном домостроении и ремонте небольших объектов, таких как квартира, — прорабы.
При этом если авторский дизайнерский надзор позволяет избежать самых малейших отклонений от проектной документации в ходе ремонта/строительства, то основная задача технического (строительного) надзора — не допустить некачественного результата, забраковав его на стадии приемки. То есть, авторский надзор — это про то, будет ли в итоге дизайн, который получит клиент, именно таким, за который он заплатил, а технический надзор — про то, насколько качественно его удастся воплотить в жизнь.
Дизайнер и прораб на площадке: союзники или противники
Из сказанного, казалось бы, становится ясно, что технический надзор не входит в авторский и не является его составной частью. Однако функции дизайнера существенно расширяются в тех случаях, когда он, по договоренности с заказчиком, выполняет роль представителя клиента (технического заказчика). В этом варианте автор проекта осуществляет общее руководство процессом работ и их контроль в соответствии со строительными допусками и, одновременно решая вопросы, имеющие отношение к дизайну, соблюдению сроков и соответствия рабочему проекту.
Так или иначе, театр начинается с вешалки — а дизайн-проект с актуальной и компетентной рабочей документации, с качественных чертежей, которые дизайнер должен проработать и сделать максимально понятными, чтобы у любого прораба не возникало вопросов. В рамках технического надзора, объединенного с авторским, дизайнером отслеживается, согласно проектной документации, надлежащая очередность всех этапов ремонта и отделки, использование отделочных материалов по назначению и в соответствии с технологией их применения.
Однако, в среде строителей (прорабов, мастеров, начальников участков, управляющих проектами) бытует мнение, что дизайнеры при отсутствии строительного или инженерного образования не способны понимать все технологические тонкости каждого элемента строительства и должны доверять рабочие процессы опыту профессионалов.
Как может контролировать стройку автор проекта, который стремится суровые технические реалии подогнать под свои нарисованные картинки? Кабинетный креативщик ничего не понимает в строительных нормах и не может разобраться в проблемах на стройплощадке. Поэтому де от дизайнера строителям больше ничего не нужно кроме самого проекта. Авторский дизайнерский надзор в процессе его реализации — это излишняя роскошь, без которой вполне можно обойтись. А технический надзор на основе проектной документации и подписание акта приема передачи выполненных работ должен осуществлять прораб, как единственный компетентный специалист на объекте.
На самом деле далеко не все прорабы — крутые профессионалы со специальным образованием и опытом дизайнерского ремонта. Гораздо чаще встречаются «самоучки-умелые ручки», которые:
· с трудом читают чертежи (именно поэтому кроме обычных пометок и размеров дизайнеру приходится размещать на чертежах много пояснительного текста «как для семилетнего ребенка»);
· сопровождают любой дизайн-проект сакраментальными фразами «Так сделать невозможно», «Надо делать так, как мы всегда делаем»;
· делают высоту первого этажа дома на 10 см выше, руководствуясь своими «расчетами», а не размерами в рабочей документации, в итоге приходится пересчитывать и заново изготавливать лестницу с учетом новой высоты;
· не понимают, как устанавливать дорогую сантехнику, укладывать массивную доску, как применять комбинации из проходных и перекрестных выключателей;
· уговаривают заказчика отказаться от выбранных им нестандартных межкомнатных дверей, потому что просто не умеют их устанавливать;
· чтобы «не затягивать сроки проекта», закрывают глаза на ошибки в раскладке плитки или разрешают укладывать ее поверх непросохшей стяжки,
· применяют устаревшие декоративные уголки, порожки и накладки;
· с благородной целью уменьшения бюджета убеждают заказчика что-то изменить, упростить исполнение, удешевить материалы.
Технический и авторский надзор — две стороны медали
«Прорабский надзор» (в этом убеждены многие заказчики, отдавшие полный контроль над дизайн-проектами на откуп «толковым бригадирам») — это одновременно настоящий бич и деформация проекта, и низкое качество общего технологического надзора. Воплощение в жизнь «мечты российского строителя»: кто строит — тот сам себя и проверяет — такая же беда для конечного результата проекта, как и дизайнер в одной команде с исполнителями. Не приходится удивляться, что «удобные» для заказчика подрядные организации, имеющие в своем штате и дизайнеров, и строителей с отделочниками, и квалифицированных контролеров, чаще всего заваливают свои объекты.
Сами отделочники, конечно, не заинтересованы ни в каком надзоре, их задача — сделать как можно проще и быстрее, чтобы сдать этот объект и уйти на другой. Предохраняет проект от очевидной позорной халтуры прораб, который ежедневно контролирует каждую производственную операцию своих электриков, сантехников, штукатуров, маляров и плиточников. Но кто сможет квалифицированно проконтролировать самого прораба от «импровизаций» и корректировок, а реализацию проекта строителями — от прямых технологических нарушений, если не дизайнер как представитель заказчика с авторским надзором?
В наше время дизайнер совершенно не соответствует сложившемуся образу дилетанта после «4-месячных онлайн курсов дизайна интерьера для начинающих», не имеющего азов строительных и инженерных знаний. Сегодня путь в профессию лежит не столько через «гуманитарку» (оттуда лишь дизайнерское видение, восприятие, подходы), сколько через полноценное инженерно-строительное образование, которое дает хорошее понимание технологий строительства и ремонта (включая те же СНИПы, СП и т.п.). Конечно степень этого понимания зависит от уровня и опыта нанимаемых заказчиком дизайнеров (поэтому принято искать дизайнера по рекомендациям и отзывам).
Очевидно, что технический и авторский надзор — это две стороны одной золотой медали, одинаково ценных и для конкретного заказчика, получающего полноценный и желанный продукт, и для развития современной парадигмы концепций освоения жилого пространства, каким является дизайн интерьера. Здесь дизайнер и прораб играют «на одном поле» и по сути делают «одно общее дело». Но кто же сегодня способен успешнее работать на сопредельной ему территории «общего дела» — прораб или дизайнер?
Совсем не просто дорастить (пересобрать) функционал работяги-прораба до дизайнера-проектировщика. Как ни крути, работу дизайнера прораб выполнить в принципе не в состоянии (как сказано в Книге книг по другому поводу «Скорее верблюд войдет в угольное ушко»). Да если разобраться, и незачем — специалист, работающий на стройке, не получает денег за согласование каждой детали, только за объемы — а потому мотивационно количество у него и у бригады всегда будет выше качества. Однако, каждый честно и классно сделанный вместе с бригадой и тем же дизайнером, по шагам через тернии и споры пройденный сложный проект обогащает палитру навыков и увеличивает персональную ценность специалиста. А «бывалому» прорабу и в «университетах обучаться» не надо. Это не его дело — согласовать между собой оттенки и текстуру материалов.
А вот у дизайнера (по статистике в дизайне интерьера сегодня до 80% молодых женщин) есть мотивация состояться в профессии, дотягиваясь до комплексного мастерства наличием спецобразования и опытом не только создания, но и реализации проектов, где она/он воплощает свое понимание и обучает рабочих новым строительным технологиям. Велики профессиональные амбиции создавать мощные вирусные дизайн-проекты и демонстрировать их в осуществленном виде реальных интерьеров, а не только в виде визуализаций.
Интересы заказчика дизайнер может отстаивать лучше него самого, поскольку ясно представляет себе пространственную взаимосвязь и организацию элементов. Еще в процессе разработки проекта он найдет нужную информацию, пообщается с коллегами, подтвердит авторитетными мнениями свое понимание, и перед тем как перенести в чертежи, будет знать точно, что возможно, а что нет. И поэтому в большинстве случаев, когда строители уверены: «так сделать нельзя», дизайнер в процессе реализации проекта показывает, что так можно и даже намного лучше.
Подводя итоги, авторский (дизайнерский) и технический надзор — это одновременно необходимые вещи — об одном, но по-разному. Лучшим вариантом их взаимодействия (в тех проектах, когда дизайнер как представитель заказчика не берет на себя обе функции) является разделение ответственности дизайнера и прораба, при котором каждый занимается своим делом: дизайнер следит за точным соблюдением идеи, прораб — за соблюдением строительных технологий и норм.
Особенно приятно, когда перед началом работ оригинальное дизайнерское решение сначала конструктивно обсуждается автором проекта с прорабом-профессионалом в части трудных моментов, если надо корректируется, но в любом случае продумывается в подробностях, потом планируется взаимодействие, накладывается на план-графики работ и производственных смен — и затем реализуется в правильной последовательности и с учетом всех технологических особенностей этапов. Вероятно, это и есть самая настоящая гармония авторского и технический надзора.