Причины, по которым ваш стартап не взлетит
Здесь мы постарались собрать если не все, то как минимум наиболее распространенные причины, почему ваш стартап не взлетит. Что-то из этого очевидно, что-то не очень — истина в любом случае будет где-то посередине.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Поехали. Ваш стартап не взлетит, если:
- Вам меньше 18 лет. Нет, стартапить не противозаконно, и это не только для «взрослых», но просто если вы читаете это — вряд ли вы вундеркинд, окончивший Гарвард экстерном.
- Вам меньше хотя бы 25 — да, мы опять о возрасте, но уже в том ключе, что у вас хоть и есть какой-то опыт, скорее всего его еще недостаточно, чтобы объективно увидеть проблему в какой-то сфере и оценить возможности её решения.
- Вы за пять лет сменили больше двух работ и умудрялись зарабатывать «частным извозом». Здесь сразу несколько качеств выдают в вас плохого стартапера — вы не усидчивы, вы находитесь в постоянном процессе выживания и сведения концов с концами, и самое главное — вы в поиске. На этом этапе, как и на предыдущем — вы разумеется будете пробовать заниматься стартапами. Но стартап как понятие — это синоним провала, так что имейте ввиду, что вы в действительности будете заниматься «провалами».
- Вы в отношениях. Ничего не имеем против каких-либо отношений между людьми, но если эти отношения не поддерживают полигамию, то стартап вам не завести. Поговорка про двух зайцев здесь как никогда актуальна.
- Вы работаете на ответственной должности. Это чревато не столько даже провалом стартапа и потерей времени, сколько потерей работы, сил и здоровья. А это, если что — основополагающие вещи вашего существования в данный момент.
- Вас приглашают делать стартап на добровольных паритетных началах в сфере, в которой вы никогда не работали и не сталкивались с ней. Если у вас желание гулять по граблям пару лет — это отличный путь, но если вы все же хотите заняться чем-то стоящим — лучше не лезьте в это.
- Вы делаете стартап в известной только вам сфере, но с людьми, которые в ней ничего не понимают. Вы даже не представляете, как далеко вы можете протащить такой проект, однако в самый неподходящий и ответственный момент все рухнет из-за низкой квалификации со-основателей, а крайнем будете вы. Вы же все делали. Остальные просто рядом стояли и говорили как лучше.
- Вы хотите коворкинг и макбук, прежде чем делать стартап. В этом случае вам лучше немного отложить в сторону мысли о стартапстве и продолжить читать блоги успешных людей в инстаграме. Пока не повзрослеете и фокус не переключится с вещей на иные ценности.
- Вы думаете, что вам нужно юр. лицо, офис и конечно же — кофейный аппарат. Здесь уровень ваших хотелок позволяет сказать, что начать можно и без юрлица, и без офиса. Благо есть интернет.
- Вы хотите хайпануть. На начало 2019 года основной хайп и тренды делают инфобизнесы. Каждый второй мнит себя учителем и мастером, который почему то плывет на базовых вопросах. Если ваш стартап нацелен на обман — это не стартап. Вы не построите долгосрочный бизнес на обмане. И под долгосрочностью мы подразумеваем не 1 год, не 5 и не 15 лет на рынке.
- Ваш стартап заключается в копировании и улучшении. Здесь тонкая грань, поэтому чтобы не вводить в заблуждение, ограничимся примером — если вы надумали сделать инстаграм с поддержкой видеозвонков — успокойтесь, это не стартап, а наработка в архивах R&D департамента фейсбука, на которую еще не наняли джуниора.
- Вы боитесь, что вашу идею украдут. За такое должны поднимать насмех, потому что идея без реализации ничего не стоит и мало кому нужна(читай — вообще никому не нужна). Но проблема даже не в этом, а в том, что делегировать и управлять такой человек не сможет, стремясь все сделать самостоятельно из-за страха потерять что-то неосязаемое и только одному ему известное.
- Вы упрямы и болезненно воспринимаете критику. Чтобы это проверить, просто поделитесь своей идеей с 5 незнакомыми людьми. Если после каждого их ответа, вас внутри будет трясти от недовольства и «непонимания», а самого человека вы будете считать недалеким — забудьте про стартапство. Как минимум до тех пор, пока не осознаете, что мнения других людей нужно просто слушать, а не воспринимать близко к своему стартаперскому сердцу.
- О вашей идее знаете только вы. Если вы вдруг взялись делать проект, и при этом делаете его не в одно лицо — умалчивать глобальную суть идеи будет глупо. Дозировано рассказывать о ней тоже не стоит — умело скрыть свою гениальную задумку у вас не получится все равно, а сколь нибудь мало обремененный мозгами человек при желании легко достроит сам возможные пути развития идеи, тем самым первым громко заявив о своем соавторстве.
- Вы спорите об авторстве идеи. Это присуще амбициозным и не реализовавшим еще свои амбиции людям, что в свою очередь свидетельствует о малом опыте и эмоциональной инфантильности. Если вы хотите стартап — примите тот факт, что любой его участник становится равноправным автором, а сама идея без реализации — лишь часть диалога.
- Вы замкнутый. Есть не безосновательное мнение, что миром правят интроверты, умеющие притворяться экстравертами. Так что если вам сложно в 12 ночи сорваться и поехать знакомиться с со-основателем, маркетологом или инвесторами, а телефонные звонки вы слышите в зависимости от настроения — займитесь лучше вышиванием или оригами.
- Вы носитесь с идеей больше трех дней, не придав ей какую либо форму. В этом случае стартапу суждено остаться в зародыше, потому что вы ленитесь приложить минимум усилий, чтобы формализовать вашу идею и выработать гипотезы проверки её жизнеспособности. Вы отлично думаете, но если бы все были как вы, мир бы остался без адронного коллайдера, гироскутеров и межконтинентальных ракет.
- Если вы подписаны на всевозможные паблики о стартапах, но не понимаете как можно проверить свою идею на прочность или не знаете, что такое юнит-экономика проекта — вы читатель, но не стартапер. Разумеется, все это гуглится в нужный момент, однако понимание и глубочайшее осознание всего этого приходит только в процессе работы. Вы можете рассказать множество историй успеха, но сделать свою вы не сможете.Вы думаете, что за вас кто-то что-то будет делать, а вы будете только организовывать и курировать. В этом случае дальше разговоров дело не зайдет, так как стартап это не только провал, но и совокупность процессов, ведущих к нему. А процессы нужно делать, а не говорить. Если вы решили, что найдя программиста, вы сейчас получите успешное приложение, и при этом не подготовили никакого ТЗ, не позаботились о дизайн-макетах и UX, не описали финмодель и не сделали по ней расчетов — программист вас не спасет.
- Вы обладаете узким спектром навыков. В этом случае вам нужен напарник, который знает многое о других смежных вам сферах, или же — прокачка собственных скиллов в разных направлениях. Основатель должен разбираться в большинстве аспектов собственного стартапа, иначе он не сможет ничего контролировать. Ведь чтобы водить машину, недостаточно только знать правила, или только уметь вращать руль — и при этом вам не обязательно знать, как менять двигатель в ней, хоть это и сэкономило бы вам уйму денег.
- Вы думаете только о деньгах. Это ошибка присуща как правило тем, кто мыслит однодневными идеями и хайпами. Деньги это прекрасно, это цель любого бизнес-проекта, но не нужно ограничиваться только ими и тем более зацикливаться на них. Лучше, если вы будете фокусироваться на том, что вам нужно что-то сделать, чтобы у вас появились деньги.
- Вы скупы. Вселенная устроена таким образом, что возвращает все, что ей дают, и порой в десятикратном размере. Если вы жадничаете времени, денег, сил на свою идею — вы никогда ничего не получите. Если вы хотите, чтобы в вашу идею кто-то вложился — научитесь вкладываться в нее сами.
- Вы стремитесь сразу получить результат. Так не бывает по массе причин, не нужно удивляться тому, что вы несколько месяцев делаете ваш стартап, а денег и признания все еще нет. Почитайте побольше книг о проектном управлении и научитесь дробить крупные дела на подзадачи.
- Ваш стартап получил одобрение вашей девушки/жены/друга/шефа. Этим вы сразу попадаете в порочный круг самообмана, и уверенными шагами идете в направлении скорейшего провала. В идеале, эти люди должны последними узнать, что у вас был какой-то проект и что он взлетел. Или нет, что вероятнее всего, если вы решили делать стартап.
- Вы решили делать стартап после курсов по инфобизнесу. Так сложилось, что людей, которые говорят, что они прошли курсы какого-то предпринимателя, и теперь будут делать успешный проект — воспринимается с какой-то родительской улыбкой и снисхождением. Если вы заплатили денег, чтобы вас научили делать бизнес — вы стали клиентом чужого бизнеса, а не выпускником учебного заведения с подтвержденной квалификацией.
- Вы решили сходить на курсы к бизнесмену. Сходите обязательно, но только ради всего святого — не говорите потом, что вы будете делать свой бизнес. Если вам не хватает мозгов думать о том, что делать для реализации своей идеи — после курсов мозгов не прибавится, а денег в кошельке станет заметно меньше. А это признак того, что вы не умеете считать собственные финансы.
- Вы не умеете обращаться с деньгами. Вы с трудом их зарабатываете, и с трудом тратите. Или что еще хуже — тратите бездумно и быстро. Неумение обращаться с собственными деньгами быстро подведет черту под вашим проектом, потому что деньги бизнесмена — это то что есть у бизнеса, а деньги бизнеса, это то, что есть у бизнесмена.
- Ваша бизнес-модель нацелена на быстрое получение прибыли. Это пахнет хайпом или/и низким спросом на ваш продукт. Особенно заметно это будет на фоне конкурентных предложений. Плохого в этом ничего нет, но и называть это инновацией не разумно.
- У вас нет четкой бизнес-модели. Если вы не понимаете, как и в какой момент ваш продукт будет приносить деньги — а главное, кто будет эти деньги приносить вашему продукту извне — вы не заработаете. Если вы гонитесь за прибылью — научитесь её прогнозировать(здесь бесплатный лайфхак — годам к 28-30 при методичной работе и самосодержании, вы научитесь таким прогнозам).
- Вы предлагаете людям деньги чтобы они были вашей командой и что-то для вас делали. Это самый плохой сценарий вашего стартапа — о нем писал еще Макиавелли: наемное войско самое паршивое. Если вы собираетесь строить вашу команду не на идее, а на деньгах — будьте готовы, что команда исчезнет вслед за исчезновением денег.
- Вы делите шкуру не убитого оленя. Ваш стартап еще не принял форму даже на бумаге, а вы уже купили себе порше и уехали в теплый страны. Это мышление читателя стартапских чатов и пабликов. Концентрируйтесь на задачах, которые принесут своим результатом вам деньги, а не на самих деньгах.
- Вы не договорились «на берегу» с участниками проекта, как будете делить шкуру не убитого оленя. Это чревато в дальнейшем серьезными проблемами и разногласиями, особенно если ваша затея принесет сверх желаемого результата.
- Вы зависимы от чужого мнения. Это относится отчасти к вопросу восприятия критики, однако немного в другом ключе. Если у вас нет четкого мнения о каком-то аспекте вашей идеи, идея быстро обрастет «не вашими» решениями, ответственность за которые будет все равно лежать на вас.
- Вам нужны инвестиции. И вы поняли это, сделав первую презентацию проекта или написав вайтпейпер. Это ошибка новичков и все тех же читателей стартапских каналов и пабликов, и говорит она о вашем неумении биться за свою идею и делать что-то своими руками. Упаковать идею в презентацию не такая сложная задача в сравнении с тем, чтобы сделать продукт, в которой захотят вложиться и без презентации.
- Вы ищите инвестора с одной презентацией на руках. Это занятный процесс, но бессмысленный. Немного проще, если у вас будет еще с собой развернутая фин. модель проекта. Но без продукта просить чужих денег, в надежде что потом все пойдет как по маслу — наивно. За эти деньги с вас спросят, а что вы можете ответить, если вы не смогли сами поднять хоть как вашу идею.
- В ваш стартап вложились. Бывает такое, что не очень дальновидный человек, обладающий денежными средствами, инвестирует в новые для него проекты. Однако в этот момент все совершают ошибку, и пытаются приумножить средства в заведомо провальной схеме. Плохие новости состоят в том, что деньги возвращать все равно придется, а новость хуже предыдущей — возвращать вам ее будет не из чего. Так что не впадайте в экстаз от того, что вам кто то даст крупную сумму денег на ваш стартап, который есть только на бумаге или схема была проверена кем-то когда-то, а теперь «мы сделаем еще лучше». Если вы решили заниматься стартапами, не вздумайте заниматься самообманом.
- В вашей команде много людей. Запомните, 100% на двоих делятся лучше, чем на троих. Не плодите «партнеров», иначе рискуете не расплатиться по обещаниям.
- Вы чувствуете, что с течением времени теряете интерес к идее и не хотите уделять ей время. В этом случае вы занимаетесь не той идеей, или что лучше — растете и калибруете свое мировосприятие. Главное завершить все раньше, чем у вас появятся обязательства перед другими участниками проекта.
- Вы не стремитесь улучшать. Если вы не подвергаете критике любые ваши решения — вы теряете возможность объективно оценивать свой проект, и тем самым рискуете принять решение, которое окажется роковым для вашего стартапа. Лучшее, конечно, враг хорошего, и нет предела совершенству, но все же сначала вы работаете над качественном продукта, а потом качественный продукт работает на вас.
- Вы не делегируете доверие. Этот пункт особенно актуален для больших команд. Если решение принимают больше двух человек то, во-первых, это займет больше времени, а во-вторых — решение скорее всего окажется стратегически некачественным. Если вы вдесятером решаете, какого цвета должна быть кнопка — вы тратите время, а кнопка в итоге будет сделана по всем академическим правилам, но никак не будет решать стратегическую цель. Доверьте выбор цвета кнопки дизайнер и забудьте о ней. Ваша задача — чтобы у вас был такой дизайнер, который не ошибется в выборе.
- Вы считаете, что стартап — это легко. Если вы думаете, что начинавшие свой жизненный путь в гараже стартапы, быстро и просто всего добились — вы ошибаетесь. Люди, начавшие свой стартап в гараже, нередко жили в этом самом гараже, лишенные многих удобств. В том числе и до появления у них какой-либо идеи. И именно острое желание изменить свою жизнь стимулировало их упорство.
0