Главное Авторские колонки Вакансии Образование
226 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как составить грамотный бизнес-план своего проекта для инвестора

Если вы не закончили только что инфокурсы от крутых тренеров, которые только сдали ЕГЭ, следующий абзац можете опустить, ведь вы наверняка уже знаете для чего нужен бизнес-план проекта. Для всех остальных же - велком.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Для чего нужен бизнес-план

1) Описать и задокументировать механику будущего проекта, его аспекты, особенности и возможности.

2) Зафиксировать и проанализировать возможные проблемы проекта, рынка на который он выходит, а также способы решения этих проблем.

3) Рассчитать рентабельности проекта и перспектив его доходности.

Для простоты восприятия, как документ, бизнес-план должен давать ответ на вопрос «Стоит ли запускать этот проект, вкладывать в него силы и деньги, и что можно получить, если запустить этот проект».

Для тех, кто не хочет разбираться в принципе написания бизнес-плана, можете листать в самый низ статьи и скачивать файл с примерной структурой бизнес-плана.

Подавляющее большинство начинающих основателей, да и просто тех, кто ищет инвестора в свой проект, напрочь игнорируют этот документ, полагаясь на собственное восприятие рынка и собственный ответ на поставленный выше вопрос. Хотя это только в их интересах получить всеобъемлющую картину рынка и позиции своего будущего проекта на этом рынке, задолго до того, как они вложат свое время, силы и деньги в реализацию собственной мечты.

Да, составление бизнес-плана трудоемкая задача, и едва ли вы найдете универсальный ответ на вопрос касательно необходимости вкладываться в ваш проект или нет. Никто не запрещает прибегать к помощи консультантов или экспертов рынка и бизнеса, чтобы лучше понимать перспективы — наоборот, крупные компании, много лет плавающие в рынке охотно зовут к себе экспертов, чтобы непредвзято и свежо взглянуть на перспективы запуска нового направления или проекта.

Как составить бизнес-план так, чтобы найти инвестиции?

Для любого инвестора важно видеть, что проект, который он рассматривает как способ увеличить собственный капитал, полностью понимает свои риски, свой рынок, свои возможности и слабые стороны. Забегая вперед стоит отметить, что в бизнесе и маркетинге это называется SWOT-анализ, и если вы не знаете, как правильно составить бизнес-план, сделайте SWOT-анализ своего проекта — это будет первый ваш шаг, к поиску ответа на поставленный в начале статьи вопрос.

Однако, начинать все же бизнес-план стоит не с SWOT-аналитики, а с описания механики проекта, то есть того, что из себя представляет ваш проект, для которого вы хотите найти инвестора. Чем полнее будет описан этот раздел, тем яснее будет инвестору, как будут осваиваться инвестиции. Как правило, в этот раздел входит общее описание всех процессов проекта, их издержки и ресурсы. Под издержками здесь следует понимать расходы, которые последуют в том или ином процессе. К примеру, если вы собираетесь открыть кофе-точку в бизнес-центре, в бизнес-плане вам следует описать процесс работы кофе-точки(возможно у вас он как то отличается, и клиенты сами могут использовать кофе-машину), количество ресурсов которые необходимы для функционирования этого процесса, а также потенциальный «минус», который будет создавать этот процесс. В итоге у вас получится описание на 1-2 страницы, как вы видите себе функционирование своего проекта при нейтральных условиях, из которого будет понятно, сколько и чего требуется, чтобы всё работало.

Итак, первый раздел вашего бизнес плана должен ответить на вопрос «как и благодаря чему будет работать мой проект, и сколько это мне может стоить в период времени».

Мы нарочно не упоминаем про доходы описываемого процесса — все это будет отражено в финансово-экономическом обосновании в дальнейшем. Для начала, мы должны дать инвестору возможность понять, на что нам нужны инвестиции, и что мы хотим чтобы заработало в принципе.

Когда мы опишем весь наш проект «изнутри» — у вас на руках будет четкое задокументированное описание его работы (неважно, на пол-страницы или на 10 листов) — можно приступать к «внешнему» описанию проекта. Вот на этом этапе стоит воспользоваться методом SWOT-анализа и описать сильные и слабые стороны проекта, его возможности и угрозы относительно рынка.

Если в предыдущей главе мы описывали для инвестора сам проект, то в этом разделе бизнес-плана нам нужно объяснить инвестору, почему именно наш проект должен получить инвестиции. Да, мы настоятельно призываем быть честными перед всеми участниками инвестиционного рынка и не упускать такие важные пункты как «слабые стороны проекта» и его «угрозы». Инвестору важно знать риски проекта, в который он может вложить свои средства, и если проект сам о них знает — это только подогреет лояльность к проекту со стороны инвестора.

В этом случае, для кофе-точки в бизнес-плане нужно описать её плюсы, минусы, перспективы развития и факторы, которые могут осложнить достижение цели по созданию пассивного источника дохода. Из этого раздела должно сразу становиться понятно, каким образом запускаемый проект будет встраиваться в существующий порядок на рынке.

Сознательный основатель, нацеленный на реализацию своего проекта, не станет измерять объем этого раздела в страницах. Вместо этого он будет измерять его полнотой отраженной в разделе информации, и если быть откровенными — этот раздел можно дополнять на протяжении всей жизни проекта, постепенно превращая его в некое стратегическое руководство. Поэтому мы не станем утверждать, что второй раздел вашего бизнес-плана должен быть объемом 5 или 15 страниц. В первую очередь он должен давать возможность инвестору оценить перспективность инвестиций в описанный вами стартап, идею или бизнес.

Но что такое перспективность инвестиций для инвестора, когда речь идет о вложении денежных средств в чей-то проект, который далеко не всегда является уже действующим бизнесом? Здесь мы подходим к третьей части бизнес-плана, в которой мы должны в цифрах показать, насколько наша задумка, описанная в предыдущих двух частях финансово выгодна.

Здесь, уже учитывая издержки, выявленные в первой части бизнес-плана, связываются с рисками и расходами, возникающими во второй части, и противопоставляются нашим ожиданиям от проекта. В этом разделе мы должны показать, сколько принесет нам наша кофе-точка в бизнес-центре и при каких условиях она будет держаться в плюсе по выручке и доходности.

Как правило, в «серьезных» проектах этот раздел выливается в отдельное финансово-экономическое обоснование проекта, в котором показаны на разных временных периодах доходность проекта в зависимости от колебаний внутренних и внешних условий его работы, что позволяет инвестору моделировать на основе этих данных различные сценарии жизни бизнеса.

Таким образом, завершающим этапом бизнес-плана становится финансовое обоснование инвестиций в проект, демонстрация его доходности на уровне прогнозов и среднерыночных показателей, а в некоторых случаях — нахождение и обоснование точки безубыточности для бизнеса.

Нюанс в том, что бизнес-планы могут быть схожи по структуре и логике описания, однако универсального шаблона придумать для них нельзя, так как каждый проект и бизнес по своему уникальны, а следовательно уже с первых страниц будут представлены основателями по разному. Однако, чтобы упростить написание такого всеобъемлющего документа, как бизнес-план для поиска инвестиций, мы взяли на себя ответственность составить короткую методичку по структуре, которая поможет вам быстрее составить инвестиционно-привлекательный план для вашего проекта и показать его инвестору.

Смотрим и пользуемся по ссылке (Google Docs)

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.