Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
402 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Запустить успешный стартап с университетом – миф или реальность?

Версия статьи 3.0 К моей первой статье на Спарке у сообщества возникло много критических замечаний и многие из них я постарался учесть
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Интро

На примере IT Акселератора Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) разберём, как можно существовать в рамках большой госструктуры и какие плюсы это даёт проектам, приходящим к нам.

Работа бюджетного учреждения сильно осложнена большим количеством одновременно происходящих в нём процессов.

b_5646c5d8f1c99.jpg

УрФУ – большой вуз и лидер в своём регионе, что накладывает на него большую ответственность и заставляет планировать активности и мероприятия почти на год вперёд. Исключением не была деятельность Инновационной Инфраструктуры УрФУ, которая долгое время работала с малыми инновационными предприятиями и проектами, в которых больше науки и промышленности, чем IT-технологий.

Одно время университету было непонятно: как вообще работать с такими природными явлениями, как стартапы? Как я уже говорил, в УрФУ есть вполне понятные себе объединения – малые инновационные предприятия (МИПы) и проекты, которые в основном делают студенты ради диплома или зачёта. Но стартапы?

b_5646c5f5cc8e9.jpg

Нет, спасибо. Непонятный формат.

Но мир меняется, и почти год назад было принято решение открыть первый в Екатеринбурге IT Акселератор при университете. Наша организация специально была выделена в отдельную структуру, чтобы упростить и ускорить процесс работы с IT-проектами. Ведь как учат в Фонде развития интернет-инициатив«Стартап или быстрый, или мёртвый». Кстати, ФРИИ – наш близкий партнёр и совсем не конкурент.

Преимущества УрФУ

Итак, буквально год назад в большом и все еще весьма академичном УрФУ была совершена микро-революция. IT Акселератор УрФУ стал существовать отдельно и вследствие этого приобрёл колоссальную мобильность. У этой организации появилось своё руководство и своя «система власти», поэтому и решения стали приниматься быстрее, и стало больше возможностей для манёвра.

Как бы ни отличался университет от частной компании, нацеленной на прибыль, всё равно у них много общего. Особенно, если это касается инноваций и технологий.

В силу специфики университета в нем очень много умных голов и спецов. Они весьма востребованы на рынке, но не все ещё об этом знают, поскольку посвящают всё своё время обучению будущих таких же светлых голов. Однако такие люди всё чаще и чаще становятся нашими приглашёнными участниками.

К примеру, во втором наборе был проект «Система управления электросетевыми активами», которому была оказана огромная помощь в защите интеллектуальной собственности, поиске потенциальных заказчиков, командировании на профильные мероприятия и конкурсы. Проект использует настолько сложную технологию, что без этого всего было не обойтись. Но главное, что мы научили проекты смотреть на свой продукт с точки зрения не только создателя и разработчика, но и предпринимателя. Многие наши резиденты вкладывались только в научную составляющую своего проекта, совсем не уделяя внимания маркетингу и менеджменту. А ведь без таких вложений не может существовать ни один нормальный бизнес.

Как мы дружим с фондами

ФРИИ – наш друг на Урале. Вообще, двое наших трекеров в своё время ездили в Москву и проходили курс обучения по их методологии.

b_5646c683c6a2d.jpg

Кроме этого, мы регулярно взаимодействуем с Фондом содействия (Фонд Бортника) и участвуем в программе УМНИК в качестве экспертов. Многие проекты после УМНИКа приходят в IT Акселератор УрФУ и продолжают свой рост. Именно потому, что в Акселераторе они могут получить компетенции и консультации для своего проекта на стыке рынка и науки. Вот такой вот уникальный супер-микс.

Ах, да, чуть не забыл. Ещё мы помогаем получать гранты в Сколково, Фонде содействия (по различным программам) и в самом УрФУ. Но фокус мы делаем на создании и развитии именно бизнес-модели и всячески помогаем проектам зарабатывать деньги, а не просить у государства и институтов развития.

Мы и рынок

Вся эта затея имела бы мало смысла, если бы была оторвана от рынка и от его сегодняшних реалий. К сожалению, многие люди науки, студенты, просто начинающие свой инновационный бизнес предприниматели слабо представляют себе конъюнктуру рынка на сегодняшний день. Многие просто не понимают основ бизнеса и того, как свою разработку/проект/идею стоит развивать, тестировать и обкатывать в жизни на конкретном рынке.

В силу нашей мобильности мы смогли решить эту проблему. Ещё на старте было принято решение, что Акселератор будет «проектом с открытым исходным кодом».

Мы стали очень открыты к сотрудничеству и партнёрству как с компаниями из частного сектора, так и с опытными предпринимателями, имеющими опыт в ИТ-бизнесе.

К примеру, частым ментором на наших трекшн-митингах (еженедельные отчёты проектов по пятницам) является Иван Шкиря. Собственник сервиса коллтрекинга Callibri.ru, серийный предприниматель и просто очень опытный в бизнесе человек, Иван космически прекрасно знает толк в маркетинге, пиаре и продуктоводстве, поэтому его опыт и советы бесценны.

b_5646c7319cd95.jpg

Алексей Кулаков по традиции каждый раз проводит у нас Стартовое обучение в начале программы акселерации. Алексей – руководитель одной из самых лучших и успешных веб-студий Урала, а также основатель международного стартапа Ridero, активно выходящего сейчас на рынок. Кроме того, у Алексея есть опыт создания бизнеса в самых разных сферах, как смежных с IT-областью, так и далёких от нее.

b_5646c78544c9b.jpg

Два первых дня нашей программы акселерации Алексей только и делает, что задаёт проектным командам вопросы. Очень много вопросов. Этот стресс-тест поначалу доставляет командам кучу неудобств и принуждает их расстаться со многими иллюзиями, но потом – придаёт поистине первую космическую скорость. Рост возможен только там, где есть борьба с трудностями. Первые два дня установочного обучения с Алексеем именно таковы.

Команда мечты

Наличие больших возможностей хорошо, партнёрство с компаниями с рынка – чудесно, но всё это было бы не так ценно, если бы у самого Акселератора не было опытной команды. Наша сильная сторона не в том, что мы только умеем складывать разные «детальки» в одну мозаику. Мы ещё умеем с этой «мозаикой» работать дальше. Екатерина Краева и Михаил Цыкарев – те эксперты, которые формируют весь процесс развития и работы проектов.

Екатерина – руководитель Акселератора – Екатерина работала в Астраханском IT-парке FABRIKA и участвовала в запуске первого в Астрахани коммерческого бизнес-инкубатора Lift. Именно ей принадлежит идея открытия IT Акселератора в Уральском федеральном. С этой целью она прошла обучение на трекера в Фонде развития интернет-инициатив, недавно закончила курсы повышения квалификации по совместной программе РВК-ИТМО-MIT «Коммерциализация инноваций».

Михаил Цыкарев имеет опыт работы с hardware-проектами и робототехникой. У этого направления своя специфика, отличающаяся от web, mobile и Internet проектов. Сегодня Михаил работает начальником отдела перспективных технологий Уральского банка реконструкции и развития. Как видите, связи у нас есть много где :)

В общем и целом, мы крутые.

Присоединяйтесь к нам, пока есть возможность. Ведь мы знаем коды успешного запуска ;)

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
Отвечать на вопросы из заголовков - не ваш конёк.
Ответить
IT Акселератор УрФУ
Мы знаем коды успешного запуска
simonov.d.a 28434
Хорошо, что у нас есть Вы - наш постоянный и верный читатель - только ради Вас уже стоит совершенствовать слог и логику текстов :) Следите за нашими новыми текстами :)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.