Как бы то ни было, за эти месяцы мы научились главному — эффективно работать вне офиса. Рассказываем, как у нас происходил переход компании на удалёнку. Надеемся, наш опыт будет вам интересен и полезен.
Безусловно, удалённая работа — явление не новое. И если изначально этот способ работы рассматривался только как последняя возможность ухватиться за работу своей мечты и поработать со столичными или заграничными коллегами, то в современном мире уже появились области, в которых удалённая работа преобладает над офисной и рассматривается как первая опция. Маркетинг, реклама и PR — больше половины работников этой сферы из крупных городов работают удалённо. IT в этом показателе отстаёт не сильно — около 30% .
Очевидно, что развитие интернета и сервисов, позволяющих связываться коллегам, контролировать работу сотрудников — это позитивные причины. Но главным толчком к распространению удалённой работы стала пандемия из-за Covid-19.
Трудности и неудобства удалённой работы Если в мире уже давно практикуется удалёнка, почему для многих работа из дома вызвала неудобства? Давайте посмотрим на самые часто называемые причины.
Мы выделили три группы проблем, связанных с переходом на удалённую работу:
Инфраструктурные. Сюда отнесём и нехватку техники дома, и неналаженный рабочий процесс. Психологические командные. Отсутствие вербальной и невербальной связи с командой, ощущение низкого качества работы коллег из-за нехватки контакта. Психологические индивидуальные. Проблемы самоорганизации и сложности разделения «работы» и «дома» в одном пространстве. Переход на удалёнку в Azoft: как это было
В Azoft уже не первый год есть удалённые сотрудники, а в последние полгода это практиковалось массово. Расскажем о том, что мы сделали, чтобы преодолеть перечисленные проблемы, как мы приспособились к новым условиям.
Денис Горшков, завхоз:
Чтобы организовать удалённую работы сотрудников, мы провели следующие мероприятия:
Передали оборудование компании сотрудникам для работы дома, у которых была такая необходимость. Сотрудники оставляли электронные заявки, и в течение трёх дней мы доставляли оборудование до места жительства сотрудника на транспорте компании. Во время доставки соблюдали все меры противоэпидемической безопасности: носили защитные маски и обрабатывали оборудование антисептическими средствами. Если сотруднику по каким-либо причинам требовалось посетить офис, мы обеспечивали его средствами индивидуальной защиты (маска, перчатки, антисептик). Даже в отсутствие сотрудников в офисе проводилась влажная уборка с применением антисептических средств три раза в неделю. Полина Изох, руководитель HR отдела:
В первую неделю в Slack все делились фото того, как обустроили дома рабочие места. Оказалось, что у кого-то все девайсы от Apple, и корпоративный Mac вписался в этот набор как нельзя лучше. У кого-то дома шел ремонт, и на фоне черновой штукатурки рабочее место выглядело по-особенному. Кто-то работал в обнимку со своей собакой, а вместо монитора использовал проектор.
Потом пошла волна сториз в инстаграме с корпоративным мерчем. В ход пошли футболки, толстовки, кружки, бутылки воды, наклейки на ноутбуках и т.д.
Пару раз в пятницу вечером мы устраивали в Zoom созвоны с теми, кто хотел пообщаться с коллегами голосом. Подключались, конечно, не все. Но те, кто все-таки поддержал затею, никак не могли наговориться.
Поздравления с Днем Рождения тоже приобрели особую важность. Делегаты с подарками в руках приезжали к сотрудникам «под окна» и просили выйти (конечно, с соблюдением всех норм безопасности!). Вручали подарки и снимали видео- или фото-отчет для остальных коллег. Миртовое дерево с привязанными к веткам записками с пожеланиями от коллег, подаренное HR-у Наташе. Или набор для самоизоляции из сладостей, тушенки, туалетной бумаги и прочего внутри корпоративного рюкзака.
Самоизоляция показала, что у нас в компании ребята любят и хотят общаться в живую. Чувствовалось, что сотрудники соскучились друг по другу, что в режиме «сначала договориться, потом созвониться» далеко не всем комфортно работается. Наша корпоративная культура предполагает оффлайн встречи, посиделки, переговоры в коридорах офиса и т.д. Это наша особенность. Поэтому полный переход на удалённую работу в перспективе в Azoft не рассматривался.
Вот мы и видим, что основные проблемы — решаемы, нужно только поставить такую цель и иметь желание её реализовать. Мы постарались обеспечить коллег всем необходимым, не потеряли, а даже улучшили контакт, помогали и продолжаем помогать друг другу в любых сложностях. В нашем расписании появились даже совместные онлайн-чаепития!
Мы также продолжили заботиться и о развитии сотрудников. Готовили презентации на актуальные темы с последующей дискуссией (в т.ч. касательно удалённой работы) и участвовали во внешних онлайн-мероприятиях (интенсив Podlodka и конференция Mobius). Это помогло нам эффективно общаться, развиваться профессионально и лучше справляться с новым рабочим процессом.
Станет ли удалёнка новой нормой?
Результаты массового эксперимента с переходом на удалёнку показала, что несмотря на очевидные плюсы в теории, такой формат работы подходит не всем. К примеру, исследование Finder.vc показало, что 44% опрошенных на удалёнке никто не мешает работать, в то время как 34% отметили, что их отвлекают бытовые факторы.
Что касается долгосрочной перспективы, то согласно исследованию Pwc руководители крупнейших компаний мира считают, что тренды на автоматизацию и переход на удаленный режим работы, спровоцированные распространением коронавируса, сохранятся. А опрос , проведённый Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) совместно с НИУ ВШЭ и Microsoft, выявил, что около 17% российских компаний могут сохранить полный или частичный режим удаленной работы после пандемии.
Наша практика показала, что удалённо работать можно, но не всем при этом комфортно. Для многих наших сотрудников офис — это то место, где мы можем собираться, проводить важные встречи, генерировать классные идеи, знакомиться и узнавать друг друга, учиться и общаться.
Реалистичной опцией выглядит частичная удаленная работа, когда чередуется дни работы из офиса и из дома. Можно взять лучшее от двух подходов: общаться с коллегами приятнее вживую, а рабочую текучку разгребать дома, в спокойствии.
С какими трудностями на удалёнке столкнулись вы? Как их решали? Что думаете о будущем удалённой работы? Расскажите в комментариях!