Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
282 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Шеф, все пропало! 16 признаков того, что ваша компания скоро сыграет в ящик

Когда к человеку приходит старость? Нет, не тогда, когда его голову покрыла седина. Время поворачивается вспять тогда, когда пропадает желание что-либо менять.

сознавая, что плыть по течению намного легче, чем против него, он превращается в жуткого зануду и становится невероятно скучным. Драйв улетучивается, а проактивная жизненная позиция сменяется бездеятельностью и равнодушным отношением ко всему, что сегодня-завтра несомненно сказывается на состоянии здоровья. Такие метаморфозы могут произойти и в 30, и в 70. Между тем человек какое-то время может продолжать хорошо зарабатывать и с виду будет казаться абсолютно счастливым и удовлетворенным. Но фактически старость мертвой хваткой втихую уже давненько «укоренилась» у него в голове.

Точно так же происходит с бизнесом. Нам кажется, что компания имеет стабильное положение на рынке, в наших финансовых отчетах «красуются» вполне приличные цифры, и ничего не предвещает бури. «Супер, неужели могут быть какие-то проблемы?», – удивитесь вы.

Могут. Рассмотрим коварные симптомы этой опасной болезни.

1. Пагубное ничегонеделание

b_56f40aec0bbab.jpg

Как уже было сказано, организация, которая идет по наклонной, на первый взгляд может казаться достаточно здоровой и крепкой. Она ликвидна, эффективно работает и развивается.

Прибыль растет, а учредитель, будучи в эйфории от былых побед, удовлетворен текущим положением дел. Но есть одно «но». На фоне постоянства из памяти «верхушки» медленно, но уверенно исчезают воспоминания о том, благодаря чему они пожинают лавры. Компания перестает изменяться, она теряет настрой на созидание и инновации. Топ-менеджмент становится с каждым днем все консервативнее и всячески пытается увильнуть от принятия рискованных решений.

Предпринимательский дух потихоньку развеивается. Вскоре тяга к изменениям исчезнет бесследно, что приведет к утрате гибкости, а в будущем – к стремительному старению компании.

2. Возможности равняются Проблемам

молодых организациях люди относятся к проблемам исключительно, как к возможностям. Во время старения ситуация меняется коренным образом: возможности воспринимают, как дамоклов меч, нависающий над безмятежной и комфортной жизнью, а тех, кто эти возможности пытается воплотить в жизнь, считают виновниками проблем. Таких зачинщиков игнорируют и «затюкивают», что через какое-то время приводит к тому, что они или сами пишут заявление об увольнении, или же их насильно выставляют за дверь.

3.Бессильный властелин

Чем быстрее компания стареет, тем больше она становится похожей на современный поезд. Стоит дорого, а обслуживание и эксплуатация обходятся еще дороже. Еще одна общая черта: стареющая компания точно также, как и состав поезда, идет по рельсам в одном направлении. Она не может отклониться от заданного курса вправо или лево. В то же время основатель, как и машинист, практически не управляет своим поездом, а является больше прикладным инструментом управления. На первый взгляд руководитель имеет неограниченную власть, но на самом деле он не в состоянии самостоятельно решить ни одну задачу без координирования своих действий с другими центрами влияния, с интересами которых нужно обязательно считаться.

4. Администраторы «на коне»

b_56f40cf892671.jpg

Если главенствующую роль в вашей организации отыграют подразделение финансов и бухгалтерия, не сомневайтесь в том, что ваша компания одной ногой в могиле. Постарайтесь вспомнить, какай была культура вашего детища несколько лет тому назад. Политическое влияние имели отделы маркетинга и сбыта, но ни в коем случае не бухгалтерия. О чем это говорит? О том, что менеджеры-предприниматели «отдали пальму первенства» администраторам.

5. Прибыль в краткосрочном периоде в приоритете

тареющая организация предельно акцентирует внимание на сиюсекундных результатах работы. Первое место занимает прибыль в краткосрочной перспективе. Почти никто не думает о будущем. Возможно, стратегические планы развития имеют место быть, но в реальности они являются фикцией. Планы и бюджетные показатели выполняются с бешенными отклонениями и как правило - в большую сторону. При этом никто не видит в этом проблемы.

6. Бездонная бочка меда

Результаты работы компании настолько хороши, что появляется избыток денежных средств. Деньги льются рекой, и с ними нужно что-то делать. СЕО в погоне за получением еще большей прибыли, принимает решение о поглощении его компанией других успешных организаций, достигших этапа Расцвета. И неважно, что сфера деятельности «приемных» компаний может кардинально отличаться от вида деятельности «родителя». Самое главное, чтобы новые компании выпускали новые продукты и владели новыми технологиями. Какой результат этого всего? Политика «дряхлой» организации (решения принимаются слишком медленно, она не хочет идти на риск и проводить изменения) приводит к тому, что «новички» начинают тормозить в росте и развитии, теряют маневренность и гибкость, а со временем тоже идут на дно.

7. Старожилы «рулят»

компаниях, которые стареют, премиями обычно вознаграждают тех, кто имеет большой стаж работы и нужные связи. В то же время реальные профессионалы, которые делают существенный вклад в общий бизнес, обычно остаются незамеченными. Продвижение по карьерной лестнице им не светит и подавно.

8. Неуравновешенные ответственность и полномочия

Чем ближе компания к закату, тем большую власть несут финансовый и юридический отделы, при этом их ответственность равняется нулю. Вместе с тем линейные единицы (маркетинг и сбыт) обладают четкими обязанностями, но не имеют полномочий. Такая неопределенность приводит к тому, что люди расклеиваются. Они не способны довести задачи до логического завершения, поскольку не имеют права принимать решения. Такая «тянучка» приводит к тому, что процесс реализации решений затягивается на длительный период, а вся энергия организации тратится не на покорение новых вершин, а на внутреннюю борьбу и междоусобные войны. В конечном счете компания теряет конкурентоспособность, а вместе с тем - главенствующее положение на рынке.

9. Количество берет верх над Качеством

Руководители стареющих компаний почему-то уверены в том, что для того, чтобы их предприятие было более прибыльным, оно должно выпускать больше продукции. Они сосредотачиваются не на качестве, как раньше, а на количестве. Наряду с этим, чтобы увеличить продуктивность, они закрывают глаза на ухудшение стандартов качества и любыми способами начинают уменьшать затраты: экономят на сырье, на обучении персонала, прекращают осваивать новые технологии и т.д.

10. Забытые потребности клиентов

Организация, которая достигла Расцвета, сконцентрирована на удовлетворении потребностей своих потребителей. Стареющая компания, в свою очередь, из-за отсутствия новых концепций и творческих инициатив уделяет избыточное внимание инвестиционной деятельности.

«В стареющих компаниях фокус на потребителях проявляется в виде искусно сделанных постеров, размещаемых перед входом в главный офис, причем на этих постерах часто присутствуют автографы всех руководителей компании… внимание к потребителям на этом и заканчивается», – приводит отличный пример доктор Ицхак Адизес.

11. «Не гони волну»

Не гони волну» - основополагающий девиз стареющей организации. В такой компании конфликты являются неприемлемыми, а тех, кто их разжигает, ждет молниеносный вылет из клуба однодумцев.

12. Роскошь напоказ

b_56f41cc327f54.jpg

Офис в самом элитном бизнес-районе, гламурный интерьер, вычурные костюмы – все это прелестное дополнение к образу шикарной, но, увы, стареющей компании. Если в период роста руководство интересовали результаты работы людей, то теперь об этом никто и не вспоминает.

Форма (внешний вид сотрудников и престижные офисы) доминирует над содержанием (продуктивностью и эффективностью работы).

13. Повышение цен

Чем шире шаги компании к старости, тем чаще основатель бывает озадачен тем, каким образом увеличить доходы. Несмотря на то, что ее продукция уже морально устарела и не пользуется спросом, предприятие все равно «задирает» цену вверх. «Повышать цену на фоне сокращения рыночной доли так же опасно, как заливать бензином пожар», – очень точно подмечает Адизес. Цены, поднятые до небес, и никому ненужная продукция приведут к тому, что продажи остановятся, денежные средства иссякнут, компания утратит способность погашать задолженность. Кризис из ночного кошмара превратится в реальность.

14. Неуместное «как» и в поисках виновника

b_56f41dc8760cd.jpg

Организации, которые приходят в упадок, не думают о том, почему они совершают конкретные действия, а зацикливаются на вопросе «как достичь желаемого?». В дальнейшем это становится основанием для начала зверской «охоты на ведьм». Никто не ищет компетентного спеца, который поможет выполнить поставленные задачи и решить проблему. Топ-менеджеры заняты поиском того, на которого можно было бы свалить всю вину за совершенные ошибки и фиаско.

Отныне корпоративные битвы перестают быть в диковинку. Каждый озабочен исключительно своим алиби и личной безопасностью. Интересы компании отходят на задний план. Люди обеспокоены тем, как бы не стать еще одной жертвой и не быть вышвырнутым восвояси.

15. Урезание штата

b_56f41e2af2952.jpg

Когда запахло жареным, компании, пытаясь предотвратить катастрофу, всячески сокращают расходы. Людей накрывает волна массовых увольнений.

16. Строгие инструкции

b_56f41e9c51de2.jpg

В вашей компании сотрудники осуществляют свои действия строго по инструкции? Никто не смеет отступиться от устоявшихся правил даже тогда, когда они противоречат здравому смыслу? Если это так, то считайте – вы пополнили ряды бюрократов.

Какие выводы можно сделать?

  • Не запускайте болезнь, будьте настороже.
  • Прислушивайтесь к тревожным звоночкам для того, чтобы вовремя предугадать возникновение будущих проблем. Как только появились первые сигналы надвигающейся опасности, не медлите, принимайте меры.

На одной из конференций доктор Ицхак Адизес высказал очень мудрую мысль: «Знаете разницу между умными и мудрыми? Умные знают, как выбраться из ямы, а мудрые в нее не падают. Умный учится на своем опыте, а мудрый учится на чужом опыте». Учитесь на чужих ошибках, и тогда ваша компания никогда не сыграет в ящик!

Оригинал статьи на http://adizes.me/posts/16_simptomov_chto_vasha_kom...

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.