Импортозамещение в IT сфере. Иллюзия открытого и конкурентного рынка
Наша компания — небольшой IT интегратор из Екатеринбурга, специализирующийся на поставках ПО и оборудования, а также на внедрении и сопровождении решений для коммерческого сектора. В сфере B2B мы чувствовали себя уверенно: отработанные механизмы лидогенерации обеспечивали стабильный поток сделок. Однако с началом тренда на импортозамещение мы обратили внимание на госсектор, который нам казался перспективным направлением.
Мы по ошибке думали, что работа с госзакупками по 44-ФЗ будет схожа с коммерческими закупками по 223-ФЗ: есть закон, есть электронная площадка, есть ТЗ — оценивай и участвуй. Но в реальности все оказалось иначе. Прозрачность процедуры не гарантировала доступности рынка и конкурентной борьбы. Мы думали, что публикация тендера — это старт гонки, но на деле часто оказывалось, что победитель уже определён.
Также, помимо этого, значительное влияние оказывают логистика, ограниченные товарные остатки и скорость реакции вендоров — особенно в проектах с серверным оборудованием и инфраструктурным ПО. Проблема оперативности поставок и ее причины мы описали в отдельном материале.
Ниже представлена
история о том, как мы столкнулись с реалиями импортозамещения и чуть не попали в
чёрный список вендоров, а также вынесенные при этом уроки.
Урок № 1: тендер — это не начало, а конец сделки
Наше главное заблуждение состояло в том, что мы считали конкуренцию происходящей на электронной площадке в момент торгов. В сфере IT импортозамещения всё устроено иначе:
- Потребность в продукте формируется задолго до публикации тендера. Иногда очень за долго
- Техническое задание часто пишется под конкретное решение, причём иногда целые абзацы копируются из документации вендора
- Ключевую роль играет регистрация сделки
- Если вы видите конкурс и ничего о нем не знаете — можете даже его открыть и не брать в работу
Вендоры защищают
интересы партнёров, которые проработали заказчика: партнёр регистрирует проект
и получает специальную цену , в то время как остальные
участники рынка сталкиваются со стандартным прайсом или вовсе получают
отказ в поставке. В результате аукцион на площадке часто становится
формальностью: «защищённый» партнёр выходит с минимально возможной ценой, куда уже заложена маржа от вендора. Остальным остается только осуществлять поставку в минус. При этом повезет, если участвуя в чужом конкурсе вы не потеряете партнерский статус и рынок для вас будет закрыт, как минимум для решений конкретного вендора.
Урок № 2: Если вы ничего не знаете о тендере — это не ваш тендер
Не зная особенностей работы с госзакупками в начале пути, мы решили пробовать участвовать и разобраться со всем в процесс. Мы нашли закупку отечественных операционных систем и подали заявку.
Торги были на крошечную сумму — около 10 тысяч рублей, мы хотели получить опыт в данном направлении и сформировать кейс, поэтому не изучив партнерское соглашение досконально мы решили забрать конкурс любой ценой, даже в большой минус.
Мы снизили цену на 30%, конкурент ни разу. Мы выиграли тендер, но уже тогда данный кейс с поведением другого поставщика был для нас странным.
Первые «странности» были уже к вечеру: заказчик как-то нашел наш номер, позвонил и с удивлением спросил, кто мы такие. Они не ожидали увидеть кого-то кроме себя в конкурсе.
Формально это была в тендере, но на деле мы столкнулись с проблемой, о которой не могли и думать.Оказалось, что наш конкурент полгода прорабатывал заказчика, согласовывал бюджет и техническое задание, регистрировал сделку у вендора. Мы просто «перехватили» результат его работы с помощью демпинга.
Вендоры не терпят нарушения работы своих системных партнёров. Нам повезло: мы смогли сгладить конфликт, объяснив, что являемся новичками на рынке госзакупок. Однако стало ясно: ещё одна подобная «победа» — и мы рискуем лишиться партнёрских статусов. Кроме того, многие вендоры устанавливают минимальную розничную цену (МРЦ), и падение ниже этого уровня может стать основанием для расторжения договора.
Почему мы считаем, что с конкуренцией на данном рынке не все так прозрачно
Выше мы описали проблемы с которыми мы столкнулись и кратко описали механизм регистрации сделки. Но на практике все возможные заказчики, располагающие хоть каким то бюджетом и потребностью, зарегистрированы за гигантами Российского рынка. Они могут себе позволить регистрировать все достаточно оперативно в больших объемах за счет большого штата сотрудников. «В лоб» таких конкурентов не обойти малому бизнесу. Вы из раза в раз будете сталкиваться с ситуацией, что проект/заказчик уже за кем то зарегистрирован и вы не получите конкурентного преимущества от вендора. Даже если поставщик ушел в «радио молчание» и никак не работает с заказчиком — вас не перерегистрируют.
Единственный выход для малого бизнеса — искать оставшихся, не зарегистрированных заказчиков и выстраивать с ними работу. В текущее время это сравни с поиском иглы в стоге сена.
Выводы для малого бизнеса, планирующего работать с 44-ФЗ:
1. Если вы увидели конкурс на площадке и ничего о нём не знаете, то он не для вас. 99,9 % победитель уже определён заранее через систему бронирования сделок
2. Изучайте партнёрские программы вендоров, правила регистрации проектов и ценовую политику — это важнее, чем иметь финансовые возможности для демпинга.
3. Заботьтесь о репутации. В госсекторе все друг друга знают. Если вы поможете заказчику решить сложную задачу, в следующий раз он обратится именно к вам, ещё на этапе формирования бюджета.Также не стоит ссориться со своими конкурентами. При хороших отношениях между организациями вам вполне могут передать регистрацию, на проработку которой нет ресурсов.