Как мы запустили стартап, объединяющий мессенджеры и соцсети
В далеком 2016 году, мы загорелись идеей разработать чатбота, которым можно будет гордиться. Весь процесс генерации идеи описывать не имеет смысла, запомнились только две идеи из отвергнутых:
- Единая платформа для записи в медицинские центры. B2B рынок, SaaS монетизация. Отказались после оценки трудозатрат на интеграцию с системой каждого отдельного центра
- Автоматизированный цензор. Может фильтровать твои пьяные сообщения или заменить сомнительное «А вот на этой фотке ты симпатичная» на верное «Фотка класс, но в жизни ты намного красивее». Да, Игорь, мы все помним. И все еще ждем хотя бы примерную схему обучения такого помощника
Естественно, вся наша команда любит Telegram. Но наши мозги не до конца пропитались крафтовым лимонадом, чтобы ставить на мессенджер с таким размером аудитории в РФ. Поэтому параллельно с поиском идеи мы разбирали возможности API популярных мессенджеров с точки зрения разработки бота. Точный диагноз звучал так: Telegram – лучший; Skype, Facebook и Messenger – могло быть лучше; ВКонтакте – могло вообще не быть, хватит ныть. И вот тут нас осенило.
Зачем ограничиваться одним мессенджером и кратно уменьшать ЦА, если бот все равно будет крутиться у нас? Ведь контакт бота в приложении не более чем витрина.
Продукт
Так у нас возникла идея – единый чатбот для всех мессенджеров и соцсетей, объединяющий пользователей из разных приложений. Как монетизировать? Пусть это будет маркетплейс услуг! Малый и средний бизнес тратят большие деньги на собственное продвижение, но при этом вынуждены выбирать между Facebook и ВКонтакте. Потребители любят мессенджеры – удобство и рекламное давление на 2 порядка меньше, чем в соцсетях. Осталось разработать такую механику взаимодействия, чтобы не превратиться в контекстную рекламу, доску «бесплатных» объявлений или площадку-каталог.
И нужная схема была найдена! Для примера возьмем автомойку. Ищешь ты где помыть машину, что это значит? Завтра будет дождь, тебе нужно знать адрес, цену и наличие свободного места. Все остальное тебе неинтересно от слова совсем. Обо всем этом тебе может рассказать администратор, но все ли из нас будут звонить? Можно еще облазить весь сайт или подписаться на сообщество автомойки в соцсети и задать вопрос там. Чисто как вариант. Если вдруг станет одиноко без таргетированной рекламы всех автомоек, автомагазинов и автосервисов города.
Схема Laicka сохраняет только нужное из привычного метода поиска. У клиента есть потребность и он сообщает её Laicka. Laicka знает мастеров (поставщиков услуг) и предлагает им взять этот заказ. Каждому подходящему мастеру приходит сообщение с выбором да/нет. Если мастер нажал «Нет» или прошел таймаут – клиент не узнает, кто ему отказал. Если мастер нажимает «Да» – Laicka добавляет его к списку для клиента. Клиент получает список согласившихся мастеров, и в зависимости от вида услуги портфолио/адрес или другую дополнительную информацию о мастере. Клиент может пообщаться с любым из мастеров в чате, не покидая диалога с Laicka (как и мастер). Т.е. можно выяснить все необходимое и при этом сохранить анонимность. Надоело придумывать как завершить разговор после фразы «Мужская стрижка у нас от 3000 рублей, работают лучшие мастера города»? Просто заверши чат и выбери другого мастера. Laicka никому не расскажет, в какую сумму ты оцениваешь приемлемую длину волос.
Вот в двух словах о нашей идее. Будем рады любым замечаниям в комментариях. Ниже как мы начали продвижение и…
Как мы запустились и как ВК сказал нам «Идите на юг»
Для первых тестов (формы регистрации и диалогов) мы привлекли друзей, друзей друзей, знакомых друзей друзей и всех, кто не успел отойти подальше или заблокировать сообщения от членов нашей команды. Стартовали мы со списком услуг:
- Ногтевой сервис (маникюр/педикюр)
- Парикмахерские услуги
- Услуги фотографов
Почему именно такой список услуг – без комментариев. Мы не гордые, нам просто нечего сказать. 20 апреля добавляем автомойки и шиномонтаж, тут легче – начнется сезон грязи и смены резины. Добавлять сервисы планируем каждые 2 недели.
Запустились мы в Екатеринбурге, для того чтобы успеть обкатать сервис до выхода на столицы и РФ. Соответственно, публикации на крупных площадках с охватом всей страны были бы для нас не целевыми. Что делать? Лить в SMM! Но тут нас ожидала самая большая проблема.
Модерация ВКонтакте не пропускает ни одного нашего объявления. Так как:
- Не любит чатботов
- Боится конкуренции. Слова Facebook и Telegram в принципе вызывают нечто среднее между приступом эпилепсии и панической атакой
- Слишком нас уважает. Малый бизнес должен платить им за продвижение, а не искать альтернативу
Если сказать откровенно – это был удар для нас. Набрать базу мастеров было бы наиболее легко именно в ВК, тут возможен таргетинг по номерам телефона. Кто тут сказал про парсинг Авито? Но и заряд мотивации также был отличный. Даже когда мы убирали информацию про сторонние площадки – объявления блокировались. Значит дело все-таки в нас.
Какие у нас планы и почему мы верим в Laicka
У нас в планах – заменить контекстную рекламу и SMM для малого и среднего бизнеса. И вот какие мы видим преимущества для бизнеса:
- Для продвижения в Laicka не нужен отдельный специалист. Отвечать клиентам может администратор или мастер лично
- Мы не продаем места в выдаче. Соответственно конкурировать придется качеством, а не рекламным бюджетом
- Laicka находит клиентов в нескольких сетях, а бизнес при этом может присутствовать только в одной или не присутствовать вовсе
- Мастер лично общается с клиентами и может понять, что клиентов не устраивает. С сайта или из сообщества люди просто уходят, бизнесу приходится гадать на кофейной гуще, что не так
- Удобство работы. Отвечай клиентам со смартфона в любом приложении, будь всегда готов принять заказ
- Низкий порог старта. Не нужен сайт или рекламный бюджет
- Мы просто дешевле. Новым мастерам 1 месяц бесплатно. Не будет заказов вообще – это наша недоработка. Продлим бесплатный доступ
Для клиента мы видим наши выгоды так:
- Клиент анонимен и не попадает в базы рассылки рекламы или спама
- Клиент ищет именно услугу, а не рекламу. Выходит на общение с мастером, а не попадает на рекламные материалы/площадки
- Клиент может искать услуги из любимого мессенджера, неважно из какого
- В Laicka можно найти тех мастеров, которые не занимаются продвижением по разным причинам. Раньше их можно было найти только по сарафану, а именно эти мастера обычно идеальны по соотношению цена/качество
- Laicka не продает места в выдаче. Клиент увидит первыми мастеров с положительными отзывами и/или более близких географически
Пожалуйста, пишите в комментариях все что думаете о проекте. Нам важно и интересно каждое мнение. Будем рады критике и простой поддержке. Вот наш сайт и аккаунты бота: