Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
2 831 9 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как протестировать идею для стартапа и не потерять время

История о том, как я запускал в 2014 году стартап, но ничего из этого не вышло. В этой статье пойдут выводы, которые удалось сделать после провала. О том, как правильно и быстро тестировать свою идею.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Моя история

Был 2014 год. Мне 19 лет. Уже удалось сделать несколько не больших, но не менее интересных интернет-проектов. Проекты совсем несложные: контент-сайты, приложения Вконтакте, мобильные приложения. Они приносили немного денег, которых хватало для студенческой жизни. Но не для амбициозного паренька.

Поэтому я решил заняться более крупным и интересным проектом.

Я решил сделать ставку на платное обучение через интернет. То, что сегодня обучать за деньги стало модным занятием. По этой логике, было решено делать сервис для таких людей, которые смогли бы продавать свои услуги по обучению.

У меня была четкая целевая аудитория. Я знал для кого конкретно делал этот сервис. Я знал кому и что буду писать, чтобы пригласить воспользоваться сервисом.

Для того, чтобы понять, как правильно запускать стартапы, я начал читать книгу Эрика Риса, про бережливый стартап. Если есть те, кто не прочитал эту книгу, то настоятельно рекомендую.

Поэтому, прежде чем писать код, я решил сделать посадочную страницу и собрать емейлы потенциальных клиентов и пообщаться с ними.

Так я и сделал.

За 2 дня удалось собрать более 200 контактов. Немного пообщавшись с некоторыми, я понял, что они нуждаются в этом сервисе.

В этот же день я решил начинать проектировать сайт. При этом понимал, что нужно сделать минимально-жизнеспособный продукт (MVP), то есть разработать только тот функционал, который решил бы главную проблему клиента.

Но я неправильно понял каким должен быть MVP.

Я начал писать список функций сайта, которые должен быть в первой версии продукта, которые бы просто решали проблему клиента.

b_592fd3d475c4c.jpg

Но вся ирония в том, что даже для первой версии продукта нужно было потратить уйму времени. И я потратил больше месяца на разработку первой версии.

И именно здесь была заложена бомба замедленного действия.

Эти действия оказались чертовски неверными, хотя для тогдашнего меня, это было единственно верным вариантом. "Придется делать" — думал я.

В итоге, после запуска проекта, возникло много критических проблем, которые не позволили мне управлять таким большим грузом, резко упавшим на меня.

Я слишком много на себя взял, когда еще и ресурсы сильно ограничены. И за это поплатился.

К чему-то большому нужно приходить постепенно, а не пытаться укусить сразу большой кусок, который не сможешь пережевать.

"Сегодняшний Я", запустил бы этот проект кардинально иным способом.

Давайте разбираться, какие ошибки я вынес из этой истории.

Этап 1. Поиск идеи.

Как и большинство неопытных стартаперов, я выбрал идею, просто сделав утверждение из своего не большого опыта наблюдений. Просто посчитав, что могу сделать продукт из абстрактной идеи. Но я в корне ошибался.

Мне казалось, что теоретически хорошо понимаю конкретные потребности людей в этой теме.

Даже опросив потенциальных клиентов, нужен ли им продукт или нет, мне не удалось проверить идею на 100%. Возможно, они скажут, что проектом бы пользовались, но на деле пользоваться не будут.

А как же тогда нужно поступать?

Перед тем, как приступить к созданию проекта нужно пройти несколько шагов:

Во-первых, нужно уже иметь опыт работы в каком-то направлении, иметь знакомства с людьми из твоей сферы. Знать клиентов в лицо и уже оказывать им какие-то смежные услуги. Иными слова — быть погруженным в тему и активно ее изучать.

Во-вторых, выявить потребность, исходя из своей практики, а не теории.

И лишь потом, на основе этих ресурсов, можно делать следующий логический шаг — создавать продукт.

Возможно, именно ваше окружение или практические навыки сыграют ключевую роль в успехе вашего стартапа.

Идея для проекта должна развиваться постепенно и логически.

Она не должна появиться с бухты-барахты.

А стартаперы, которые говорят, что "я придумал супер-пупер гениальную идею", на деле, скорее всего, встретятся с жестоким разочарованием.

Невозможно придумать идею для нового проекта из воздуха. Она должна логично вытекать из твоих предыдущих проектов и связей с людьми.

Этап 2. Клиент и моментальная выгода

Когда вы убедились, что не придумали идею из воздуха, пора сделать продукт самым простым и быстрым способом. Нужно начинать искать клиентов, больше общаться и заниматься маркетингом.

Как ни странно, продукт очень важен для бизнеса, но маркетинг не менее важный элемент.

Когда создаешь стартап, отдавай 50% времени на маркетинг и поиск клиентов.

Я же допустил в этом плане ошибку.

Маркетингу я уделил меньше всего времени и занялся разработкой продукта.

Вместо того, чтобы потратить время на людей, изучение темы и создание разных предложений, я пытался создать продукт в виде сервиса.

Если бы я углубился лучше в эту тему, тогда бы понял, что мне не нужно делать сервис. Достаточно было найти человека, которому мое предложение показалось интересным. Для него нужно сделать простой сайт, через который он будет продавать свой курс.

И это был бы отличный старт!

И ушло бы на создание этого сайта всего один день, а не один месяц.

Я перепрыгнул много ступеней и смотрел на конечный результат — создать сервис. Но я упустил из виду тот факт, что его не нужно создавать, пока ты ничего не знаешь и ни с кем не работал.

Необходимо делать проекты, которые посильны тебе. Такие проекты способны отточить твое мастерство. И тогда можно переходить на новый уровень.

Этап 3. Масштабирование.

b_593007d00c130.jpg

Марк Цукерберг считал, что крупнейшую социальную сеть способны построить только компании с большими ресурсами. Он и не мог догадываться, что это удастся сделать ему, с его не большим проектом для Гарварда.

Вы не должны пытаться построить грандиозный проект сразу.

Ваши ресурсы на старте сильно ограничены.

Я замахнулся сделать сервис, хотя он оказался для меня неподъемным грузом: в финансовом и трудозатратном смысле.

Этот огромный груз свалился на меня и я не был готов к этому.

Нужно начинать с не больших проектов, которые будут под силу. Работать над тем, что легче всего запустить при ограниченных ресурсах, а не мечтать о чем-то грандиозным.

Вы не сможете заранее предсказать, во что сможет вылиться ваш проект.

На начальном этапе выбирайте простые в реализации проекты, для того, чтобы прийти к более серьезному проекту правильным путем.

Надеюсь, после прочтения этой статьи, вы будете поступать правильным образом и более осмысленно подходить к созданию своего проекта. Удачи!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Антон Третьяк
По поводу идей из воздуха я не соглашусь, идею как усовершенствование может создать человек из сферы, а идея как озарение может приходить всем людям. Про маркетинг согласен, но вернитесь немного назад. Социальные сети, Инстаграм, самолёт и прочее появилось как лёгкая сумасшедшинка. В истории таких примеров полно. Техническая готовность и мысль " почему бы нет" рождают прорывные стартапы. Разумеется, риски в этих проектах самые высокие. Посадка первой ступени ракеты в проекте Space X - прорыв, а вот Tesla - постепенное улучшение. И то и другое имеет право на жизнь.
Ответить
Ленивый стартап
Блог о простом способе создать стартап (ну почти простом)
Никита 28720
Отчасти соглашусь. Бывают идеи, которые сложно объяснить логически. Но даже те самые социальные сети, появились не из воздуха. Например, перед тем, как создать Facebook, Цукерберг сделал Facemash и Course Match, они все социальные проекты. И фейсбук как раз оказался логическим продолжением этих проектов.
Даже тот же самый "скопированный" Вконтакте, был логическим продолжением проектов Дурова. Он даже сам писал об этом: "Расти нужно в ту сторону, которая органична. ВКонтакте вырос из успеха форума СПбГУ, форум СПбГУ – из успеха сайта для филологов. Каждая следующая ступень должна основываться на фундаменте имеющегося успешного опыта."
Ответить
Challe.ng
Наполни жизнь и ленту яркими впечатлениями
Anton Chirkov
Что то не понял, что пошло не так и про какой тяжкий груз автор говорит. За 2 дня 200 контактов собрал, для лендинга это очень много. Это при какой конверсии и оттуда шел трафик? Вообщем подробностей нет и выводы выглядят странно.
Ответить
Ленивый стартап
Блог о простом способе создать стартап (ну почти простом)
Никита 28720
200 контактов — это адресов электронной почты. Собрал с е-мейл рассылок, форумов, статей и личных приглашений.
Что касается тяжкого груза, то это целый комплекс не предвиденных проблем, с которыми в одиночку справиться не получилось. Например, пользователи не хотели платить за сервис, пока ничего не продадут. А нагрузка на сервер оказалась выше планируемой из-за высокозатратности операции конвертирования видео. А финансов не хватало на лучшие сервера. И таких проблем оказалось достаточно, чтобы опрокинуть меня за неделю.
Поэтому, если все было бы логически и последовательно, удалось бы понять многие возможные проблемы перед тем, как с ними встретишься. Например, мне бы не пришлось целую неделю жечь деньги на сервера, чтобы понять, что пользователи не спешат платить за сервис, пока что-нибудь не продадут.
Ответить
Денис Гуков
Из статьи сложилось впечатление что все шло хорошо, просто денег не хватило. Может тогда правильный совет "накопить (или занять) денег"? :-)
Ответить
Ленивый стартап
Блог о простом способе создать стартап (ну почти простом)
Никита 28720
Чем было бы больше денег, тем больше бы я их и потерял :)
Ответить
Ксенечка Darling
Никто не хочет платить вообще никогда, пока не найдёшь не просто проблему, а неистовую боль клиента.
Ответить
Юрий 72429
Над чем сейчас работаете, если не секрет?
Ответить
Владимир 55572
А в чем проблема то? За месяц понять что проект не летает это отличный результат. Проблема если годами пилят, а потом оказывается, что вообще никому не нужно
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.