Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Главное Свежее   Проекты
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
311 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

История Lean Startup

Концепция бережливого стартапа получила так много интерпретаций, несовместимых и даже противоположных, что оценить ее слабые и сильные стороны представляется довольно трудной задачей.

Бережливое мышление компании Тойота

Создатель концепии и автор книги The Lean Startup, Эрик Рис не скрывает: в основе его подхода к управлению лежит принцип «бережливого мышления», которой он позаимствовал у производственной системы завода Тойота, а сам термин «lean» был введен американскими учеными во время изучения работы этой компании.

К тому времени бережливый подход японцев уже доказал свою эффективность во многих областях, начиная от медицинской и строительной отрасли и заканчивая разработкой программного обеспечения, а собственно сам lean startup — всего лишь последнее «пополнение» в семействе. Всех объединяет общая идея, но в зависимости от контекста, ее трактовка может меняться.

3 главных принципа

Тремя ключевыми принципами бережливого стартапа являются: стремление к минимизации потерь, культура постоянного улучшения и необходимость глобальной оценки ситуации.

Однако что значит минимизация потерь? Как известно, потери могут иметь место как ввиду избыточного производства (создание продуктов, которые не пользуются спросом у покупателей), так и с точки зрения неэффективного маркетинга, не отвечающего потребностям целевой аудитории.

В 2009 году Эрик определил бережливый стартап как сочетание гибкого подхода (Agile) и разработки под клиента (Customer Development), а также как сокращение избыточных усилий, но вскоре стало ясно, что в этом определении существует уйма нюансов, подчас взаимоисключающих, и каждый бизнес должен адаптировать данную методику под себя.

Так, гибкий подход, характерный в сфере программного обеспечения и ориентированный на регулярное и быстрое обновление продуктов, довольно слабо ассоциируется с понятием «бережливый», что вызывает немалую напряженность при выборе минимизирующей потери стратегии развития.

Бережливый стартап и бизнес-моделирование

Тем временем в Европе, далеко за пределами Кремниевой долины, Алекс Остервальдер (Alex Osterwalder) разрабатывает понятие «бизнес-модели» — очень популярного на тот момент термина, точного определения которому не могли дать даже бизнес-аналитики.

Главным результатом его работы стала так называемая Business Model Canvas: стратегический инструмент, позволивший связать различные модели управления и ввести общий для всех предпринимателей язык.

Независимо от Toyota, Алекс со своим дизайном бизнес-моделей максимально приблизился к японским принципам «бережливой» организации: масштабное, лоу-фай прототипирование в сочетании с выравниванием цен (convergence). Тем не менее, несмотря на очевидное сходство, большинство приверженцев итеративного Lean UX-подхода находили методику Алекса противоположной своей.

К 2010 году лишь несколько человек усмотрели между ними глубокую связь — Leancamp в Лондоне стал первым местом, где собрались вместе последователи обоих направлений.

Разработка под клиента

В своей книге на 370 страниц, «Четыре шага к озарению», Стив Бланк (Steve Blank) лишь вскользь упомянул один из принципов бережливого стартапа, перефразировав который можно выразить так: если вы поняли, как решить проблему клиента, будьте уверены — ваш бизнес начнет приносить вам деньги!

И хотя Стив не дал никаких советов, как этого достичь, он думал в правильном направлении: его «озарение» отвечало тенденциям времени. Объединившись вместе с Алексом для работы над книгой «Настольная книга основателя» (The Startup Owners' Manual) и выступления на Startup Weekend Next, они образовали своего рода сенсационный дуэт, открывший глаза на принципы управления молодым предпринимателям.

Бережливый стартап и UX

Наука проектирования пользовательского опыта (UX), как совместное «детище» продакт менеджмента, промышленного дизайна и юзабилити интерфейсов, изначально развивалась независимо от стартапов. Весь внушительный арсенал ее инструментов служил единственной цели — изучение потребностей пользователей и разработка соответствующих решений.

Первые шаги к объединению были предприняты на Leancamp в Лондоне и LUXr в Сан-Франциско, организаторы которых активно привлекали членов местных дизайн-сообществ присоединиться к обсуждению принципов бережливого стартапа.

Это было непросто: в то время стартап-предприниматели и UX-дизайнеры конкурировали друг с другом — одни утверждали, что уже используют принципы разработки под клиента, тогда как другие наотрез отказывались признавать в дизайнерах стратегическое мышление.

И все-таки идея объединения восторжествовала! То, что сегодня называется «гибкий подход», постепенно движется в сторону lean: технологии становятся легче, доступнее для обычного пользователя и решают большую часть проблем, связанных с продуктом.

+3
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Подбираем рекоммендации...
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать