Toyota прислушивается к советам The Lean Startup
В то время как концепция «бережливого стартапа» была заимствована Эриком Рисом у производственной системы Toyota, было полнейшей неожиданностью, когда инженеры центра разработки программного обеспечения этой японской компании, находящегося в Кремниевой Долине, Мэтт Крессе (Matt Kresse) и Винут Рай (Vinuth Rai) приняли участие в Lean Startup Conference.
Мэтт (слева) и Винут (справа) рассказали о своем опыте применения «The Lean Startup» при создании прототипа встроенной автомобильной системы навигации на базе Android.
Всегда любопытно видеть, как крупные компании используют «бережливый» подход в своих разработках — стараются понять нужны потребителей, проектируют «минимально жизнеспособный продукт» (MVP) и затем дорабатывают его, основываясь на реальных, полученных напрямую от людей отзывах.
Как говорят сами инженеры, несмотря на то, что идея TLS во многом обязана компании Toyota, разработка софта в этой гигантской автомобилестроительной корпорации очень долго оставалась на уровне традиционной каскадной модели (waterfall model). Этот принцип проектирования предполагает последовательный переход от одной стадии к другой, что лишает процесс гибкости и чувствительностик изменениям, а сама разработка может занимать до 3 лет к моменту выхода продукта на рынок.
Но в сегодняшнем мире ожидания клиентов и заказчиков меняются гораздо чаще: если не учитывать их пожелания и замечания еще в ходе выполнения проекта, может оказаться так, что собирать обратную связь пост-фактум будет уже поздно.
Customer development, или разработка под клиента — один из основополагающих принципов «бережливого стартапа». Его целью является создание продукта, наилучшим образом соответствующего нуждам покупателей. Как шутят Мэтт и Винут, прочитав книгу Эрика «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup», они поняли, что пора и им прислушаться к его советам :)
Было решено провести «бережливый» эксперимент для небольшого продукта и посмотреть, что из этого выйдет. MVP встроенной системы навигации представлял из себя обычный планшет на базе Android, без каких-либо дополнительных функций вроде AM/FM-радио и др. Все, что хотели разработчки — составить более полное представление об использовании встроенных в автомобиль мобильных технологий, а также получить опыт прямого взаимодействия с покупателями.
Объявление на Craigslist с приглашением принять участие в исследовании привлекло массу желающих рассказать о своем негативном опыте. 30 человек были отобраны для интервью, а 5 из них — разместили MVP в своей машине, чтобы исследователи могли снять происходящее на видео. После месяца использования устройства всем участникам было предложено оставить его у себя или вернуть за $100. Итог: 60% согласились, 40% предпочли отказаться.
Данный эксперимент — принципиально новый подход к тестированию устройств в компании Toyota, после которого перед ней встала задача понять: как совместить полученные результаты с широкомасштабным процессом разработки? Главный вывод заключался в необходимости продолжения изучения клиентского опыта.
Эта история потребовала от разработчиков Toyota немало терпения и креатива — наблюдать, как пользователи разъезжают в своих автомобилях со встроенным гаджетом, но труды не прошли даром: компания получила возможность оценить продукт еще до начала продаж. Подобные тесты значительно эффективнее обычных пользовательских интервью по типу фокус-групп, так как в реальности люди часто действуют несколько иначе, чем описывают на словах.