Третий — не лишний! Польза от посреднического договора в бизнесе
В российском законодательстве прямо определены три вида посреднических договоров: поручение, комиссия, агентский договор.
Рассказываем об агентском договоре как о наиболее гибкой конструкции для реализации проектов.
Стороны:
Заказывает и оплачивает бал, то есть определяет конкретный набор задач, которые необходимо решить/выполнить агенту;
Выполняет капризы принципала по его поручению и за его счет, действуя при этом или от своего имени (модель комиссии), или от имени принципала (модель поручения);
Юридические (сделки, договоры, проведение расчетов, выполнение работ, оказание услуг и пр.) и фактические действия (представительство, поиск покупателей, сведéние контрагентов, мониторинг рынка, реклама и проч.) в самых разных сочетаниях.
Привлекательность конструкции агентского договора присутствует для обеих сторон.
Для принципала — это возможность передать «грязную»/ сложную/ специфическую /трудозатратную работу третьему лицу. Состав «заказа» может быть неограниченно разным — на вкус и по потребностям принципала. Как правило, это та работа, которую принципал не хочет/ не может/ не имеет возможности/ресурсов выполнить самостоятельно. Экономическая составляющая очевидна: это позволяет оптимизировать время и затраты, не отвлекаясь на непрофильную для принципала деятельность.
Привлечение агента зачастую имеет имиджевую составляющую. На рынке, где вас еще не знают, могут доверять профессиональному агенту, чьё имя является гарантом чистоты и скрупулезности предстоящей сделки, что может стать серьезным подспорьем для начала бизнеса.
Кроме того, есть случаи, когда принципалу необходимо получить комплексную услугу, вступить в отношения поочередно с несколькими контрагентами, чётко увязав между собой начало и окончание каждого процесса, обеспечив неукоснительное соблюдение бюджета.
Агентский договор позволяет согласовать исключительность взаимодействия сторон на период его действия путем установления обоюдного запрета на заключение аналогичных договоров с конкурентами. Это так называемая «эксклюзивность».
Думаю, многие сталкивались с такими примерами на рынке недвижимости, когда только одному известному риэлтору владелец/застройщик поручает продажи квартир во вновь построенном жилом комплексе.
Агент выполнит задачу в установленные сроки, сдаст все полученное по сделкам, отчитается за содеянное/ потраченное/выполненное и, получив надлежащее вознаграждение, покинет сцену.
Для агента плюсы конструкции заключаются в гибких возможностях заработать, максимально ограничив свою ответственность по договору.
Так, необходимо помнить, что риск неисполнения поручения всегда остается на принципале.
В агентский договор, скорее всего, не получится включить гарантии полного выполнения той или иной задачи, так как зачастую они связаны с действиями третьих лиц, определенными обстоятельствами и внешними факторами, которые не могут зависеть от волеизъявления сторон данного договора. Такие гарантии, как правило, в агентских договорах заменяют «резиновые» требования должной осмотрительности агента и обязательства выполнить все возможное/предпринять все необходимые действия для достижения результата.
Примеры проектов на базе агентских договоров
Схема 1 (используется в холдинговых структурах)
У материнской компании/принципала имеется крупная проблемная задолженность со сложными структурами обеспечения обязательств и нахождением должников в различных юрисдикциях. На основании агентского соглашения агент принимает на себя обязательства сопровождать урегулирование/истребование такой задолженности путем:
- разработки, согласования и исполнения планов по реструктуризации задолженности (досудебное урегулирование);
- участия в судебных процессах до момента получения окончательного судебного решения по каждому делу, не подлежащего обжалованию (судебное урегулирование);
- сопровождения процедуры банкротства должников;
- поиска и привлечения отраслевых специалистов (международных юристов).
Принципалы выдают соответствующие доверенности на представление интересов, возмещают расходы, выплачивают вознаграждение в виде процентов от размера каждого урегулированного требования.
Аналогичная агентская схема может быть использована, если в группе компаний возникла угроза серии судебных разбирательств с потенциальным крупным убытком для группы, при этом предъявленные иски являются однотипными (основаны на похожих правовых требованиях).
Схема 2 (используется при продаже объектов недвижимости, имущественных комплексов, иных активов)
Владельцы крупного и популярного торгового центра приняли решение максимально выгодно продать принадлежащий им объект и привлекли агента для поиска покупателей и проведения юридически «чистой» и «прозрачной» сделки. Обязательным требованием владельцев была публичность процедуры продажи.
На основании агентского соглашения агент принимает на себя обязательства:
а) разработать схему продажи бизнеса (определить конкретные объекты продажи: акции юридического лица, на балансе которого находится объект / доли юридического лица - контрольного акционера бизнеса / объекты недвижимости, основные средства и нематериальные активы в совокупности составляющие имущественный комплекс торгового центра);
- провести независимую оценку рыночной стоимости объектов планируемой продажи;
- разработать документацию для проведения торгов;
- от своего имени, но за счёт принципала провести торги по продаже объектов;
- заключить сделку (сделки) с победителем торгов с полным правовым сопровождением всех процедур, связанных с ее исполнением (оформление документов, проведение расчетов, регистрация прав на объекты и т.д.).
Схема 3 (использовалась в старт-ап проекте по созданию собственной линии одежды)
Индивидуальный предприниматель привлек швейную фабрику, расположенную в иностранной юрисдикции, для выполнения следующих действий:
- приобретение тканей у конкретного европейского поставщика и организации перевозки тканей в место дислокации фабрики;
- изготовление одежды по эскизам заказчика;
- доставка готовых изделий заказчику в Москву.
Договор под реализацию проекта содержал элементы агентского соглашения. Для распространения и сбыта одежды впоследствии планировалось заключить смешанный агентско-дистрибьюторский договор.
Схема 4 (профессиональное управление объектом недвижимости)
Собственник офисного комплекса привлек агента для организации максимального
эффективного и прибыльного управления этим объектом.
На основании агентского соглашения агент принял на себя обязательства:
- разработать бизнес-план по управлению объектом недвижимости;
- найти арендаторов офисных помещений;
- заключить от имени и за счёт принципала договоры аренды;
- реализовать рекламную кампанию объекта недвижимости;
д)обеспечить управление доходами офисного комплекса (выставлять счета, принимать арендную плату, отчислять средства на содержание и техническую эксплуатацию зданий и сооружений, обеспечивать урегулирование дебиторской задолженности арендаторов и т.п.).
Зачастую такие схемы используются в крупных инвестиционных проектах, в которых предварительным этапом может стать даже управление агентом процессом строительства самого объекта недвижимости.
Как видно из примеров, агентский договор является очень удобным, практически универсальным, инструментом организации бизнес-проектов и способом зарабатывания на имеющихся навыках/знаниях/административных ресурсах.
Наша однозначная рекомендация всем предпринимателям — как потенциальным принципалам, так и профессиональным агентам — используйте посредническую схему смело, творчески и обязательно под руководством юристов от LegalSpace!
Заявку юристу можно оставить здесь.
Оригинал материала: https://legalspace.world/blog/tretiy-ne-lishniy-po...