Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Решение юридических вопросов online.
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
30
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

22
Отследить-посылку

Отследить-посылку

B2B-сервис трекинга посылок

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

12
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Expresso

Expresso

www.expresso.today

11
myPreza

myPreza

mypreza.ru

9
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

9
ADN Digital Studio

ADN Digital Studio

adn.agency

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк во ВКонтакте

Всё, что вы хотели спросить о товарном знаке. Часть 2

138 0 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Вы уже разобрались с тем, что такое товарный знак и зачем он нужен. Переходим от теории к практике.

km1.jpg

Я придумал отличное название продукта (компании, слоган, логотип). А вдруг его кто-то уже использует? Можно ли проверить мое обозначение до подачи заявки?

Проверить новый знак до регистрации не только можно, но и нужно. И он может оказаться не таким уж и новым. Без проверки вы рискуете не только получить отказ в регистрации, но и нарушить уже защищаемые права других владельцев товарных знаков. Проверка делается по базам данных товарных знаков и поданных заявок, базе ЕГРЮЛ и общедоступным источникам информации. Проверку можно сделать самостоятельно (по крайней мере в Google и Яндексе), но лучше поручить патентному поверенному или юристу. Причем проверку надо делать как можно раньше — на стадии выбора вариантов товарного знака. Грамотные брендинговые агентства проводят проверку разрабатываемых обозначений по умолчанию и не позволяют себе предлагать клиенту варианты, которые не могут быть защищены или хуже того – нарушают права третьих лиц.

Автору однажды позвонил клиент, который открывал новый ресторан в Санкт-Петербурге. Он уже инвестировал значительные средства в разработку бренда и фирменного стиля, сувенирную продукцию, полиграфию, рекламную продукцию и т.д. Светлая мысль о проверке посетила его в момент оплаты счета за изготовление и монтаж вывески. Немного поздновато, хотя все могло быть значительно хуже. Внезапно оказалось, что в городе существует сеть (!) ресторанов с точно таким же названием. И это название было защищено сразу несколькими товарными знаками. Уже полюбившийся бренд пришлось спустить по течению вместе с инвестициями, начать работу над новым и на значительный срок отложить открытие.

Как получить защиту?

Нужно зарегистрировать товарный знак: оплатить пошлину, заполнить и подать заявку в Роспатент, дождаться решения о регистрации. На процедуру уходит 12-14 месяцев.

Что делать, если я хочу использовать товарный знак раньше, чем получу регистрацию?

Конечно, вы можете использовать обозначение не дожидаясь регистрации. Право возникнет после регистрации, но защита начинается с момента подачи заявки, так называемой даты приоритета. Это значит, что вы можете при использовании обозначения известить потенциальных нарушителей, что название уже занято (подана заявка). В российском законодательстве не предусмотрен специальный знак для этого, но в мировой практике для незарегистрированных обозначений используется символ (trade mark).

После регистрации правообладатель меняет его на ® («Registered»), который означает зарегистрированное право и может привлечь к ответственности всех нарушителей, использовавших товарный знак с даты приоритета.

Что делать, если я хочу защиту товарного знака сейчас, а не через год?

Решение есть, но только для словесных обозначений. Вы можете зарегистрировать коммерческую организацию, например, ООО или АО, с нужным обозначением в названии на русском и иностранном языке и получить защиту обозначения как фирменного наименования. Такая защита аналогична защите товарного знака и получается в течение 5 рабочих дней – с момента регистрации вашей компании в ЕГРЮЛ.

Название ООО уже не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака другими лицами. Вы сможете запретить использовать его в аналогичной деятельности и даже обязать через суд изменить аналогичное фирменное наименование конкурента. Для изобразительных товарных знаков (логотипов) можно использовать защиту авторским правом. Логотип или этикетка охраняются как произведение дизайна или как художественное произведение.

В любом случае мы советуем использовать двойную защиту для охраны изображений и дизайна и оформлять договоры о передаче исключительных прав на логотипы будущему владельцу бренда.

Если кто-то использует незарегистрированное обозначение, могу я его зарегистрировать и запретить использовать?

Воспользоваться нерасторопностью конкурента соблазнительно. Но это несправедливо и закон защищает в таких случаях даже нерасторопного предпринимателя. Он может доказать, что на момент подачи заявки уже использовал обозначение и потребители его знают. Следовательно, регистрация товарного знака будет вводить потребителей в заблуждение и может быть отменена.

Я использую товарный знак для продажи одежды. Если кто-то начнет использовать его для пищевых продуктов, смогу ли я запретить?

Товарный знак регистрируется для определенных видов товаров и услуг. Есть специальный классификатор, из которого будущий владелец товарного знака обязан выбрать те категории и виды товаров, в отношении которых будет предоставлена защита. Классификатор (сокращенно – МКТУ) состоит из 45 классов (34 для товаров и 11 для услуг). Защита распространяется только на те виды деятельности, которые будут указаны в заявке.

Могу я указать все виды деятельности и получить защиту на всё?

Да, можно указать в заявке все виды деятельности. Но, во-первых, это увеличит пошлину за регистрацию товарного знака. Во-вторых, если вы не будете использовать товарный знак для определенных товаров и услуг в течение 3 лет, то в отношении этих видов защита может быть прекращена. Это сделает суд по заявлению заинтересованного в использовании товарного знака лица, если вы не сможете доказать собственное использование.

Мой проект только стартовал, и я не хочу тратиться сейчас даже на пошлины, а вдруг проект не выстрелит?

Решение принимать вам. Главное — понимание проблемы. Вы можете не регистрировать знак, но пусть это будет осознанным бездействием. Когда придет время или ощущение «Пора!», вы это сделаете без промедлений и не дадите шанса недобросовестным конкурентом воспользоваться вашим брендом.

Регистрация домена приравнивается к товарному знаку?

Доменные имена по закону не защищаются как результаты интеллектуальной деятельности. Хотя их функции такие же, как и у товарных знаков, российский закон еще не взял домены под охрану.

Это означает, что домен без защиты товарным знаком остается под угрозой. Вы не сможете запретить другим лицам использовать аналогичный домен, который подделывается под ваш бренд. Напротив, расторопный конкурент может забрать ваш домен, если зарегистрирует аналогичный товарный знак или фирменное наименование, если вы не докажете его недобросовестность.

Регистрация домена до подачи заявки на товарный знак еще не означает вашу добросовестность использования. Вы должны будете доказать не просто факт более ранней регистрации, но и реальное использование домена для продажи товаров или оказания услуг и известность бренда среди потребителей. Нужно ли нести такие риски? Думаем, что рисковать не стоит, но решать вам.

Какая польза от товарного знака помимо защиты?

Знак поможет вам дополнительно заработать и масштабировать бизнес. Например, по франшизной модели. Вы можете «сдать знак в аренду» - заключить лицензионный договор на его использование с третьими лицами и получать за это вознаграждение. Также вы можете продать товарный знак, если вам сделали выгодное предложение и вы не заинтересованы в его использовании.

Вы можете продавать или лицензировать свое обозначение не только «целиком», но и получать вознаграждение за ограниченное использование – для определенных товаров и услуг.

Если повезет, то ваш товарный знак может стать препятствием для регистрации другого похожего товарного знака. Заявитель может к вам обратиться за получением разрешения и предложить вознаграждение.

Какие бывают виды лицензионных договоров?

Основное разделение идет по эксклюзивным и не эксклюзивным условиям использования. Это так называемые исключительные и неисключительные лицензии. Исключительная лицензия предполагает передачу права использования единственному лицензиару и предполагает высокую стоимость. Неисключительную лицензию можно передать сразу нескольким лицам и получать меньшие деньги, но из разных источников.

Смогу ли я сам использовать товарный знак, переданный по лицензионному договору?

Если лицензия неисключительная, то сможете. Если лицензия исключительная, то по умолчанию правообладатель сам не может использовать товарный знак. Но это условие может быть изменено в договоре, если вы об этом договоритесь с лицензиаром.

Заявку юристу можно оставить здесь: https://legalspace.world/usr/443

Оригинал материала: https://legalspace.world/blog/vsyo-chto-vyi-hoteli...

+2
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать