Как защитить идею
Всем привет. Сегодня мы, юристы из legalstart, хотим рассказать вам о том, как защитить идею."Как защитить идею?"
Таким вопросом постоянно задаются тысячи людей. Всем кажется, что их гениальные идеи стоят кучу денег и все вокруг только и норовят эти идеи украсть. Так как спрос на сакральное знание о защите идеи большой, есть и предложения (т.е. ответы). Все, кому не лень, рассказывают как идею защитить, предлагая много разных вариантов ответа.
И сегодня я хочу раскрыть страшную тайну и дать единственно верный ответ на этот вопрос: как же все таки защитить идею?
Ответ: Никак.
Идею нельзя запатентовать, защитить каким-нибудь хитрым товарным знаком, договором или молитвой. Только молчанием. Если спросить у Яндекса как защитить идею, то он выдаст множество ссылок с безумными ответами. В частности, существует заблуждение, что идея не защищается до тех пор, пока не имеет выражения в объективной форме (общее требование для распространения защиты в режиме авторского права на какие-либо результаты интеллектуальной деятельности).
Но это тоже не так.
Если вы изложите свою идею письменно, то авторское право будет распространяться не на смысл, а на само ПРОИЗВЕДЕНИЕ. То есть никто без вашего ведома, не сможет издать данное сочинение или использовать его другим недобросовестным образом. А использовать идеи – запросто. Гражданский кодекс какбэ намекает:
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. (ст.1259 ГК РФ)
Подтверждается это и судебной практикой.
Недавно в России было очень интересное дело. Предыстория такова: какое-то время на российском телевидении одновременно шли две практически идентичные программы: «Один в один» и «Точь в точь».
В июне 2014 года Gestmusic Endemol и "ВайТ Медиа" обратились в Арбитражный суд Москвы с иском к Первому каналу (дело № А40-84902/2014). Они требовали прекратить трансляцию программы "Точь-в-точь" на том основании, что она полностью копирует оригинальный формат шоу Your face sounds familiar и тем самым нарушает их исключительные авторские права.
В обоснование своих требований истцы ссылались на так называемую "производственную библию" формата программы, где содержится описание оригинального испанского шоу.
Тем не менее, суд в иске ОТКАЗАЛ, указав на то, что "производственная библия" формата – это "лишь описание концепции уже существующей испанской телепередачи, а также принципов и методов ее создания". Однако их, по мнению суда, нельзя считать охраняемыми в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ [объекты авторских прав], поскольку они "не являются частью ее формы, а представляют элементы ее содержания".
"Такие способы, методы, идеи и последовательности действий не относятся к процессу творчества, а лишь описывают технологию производства, а следовательно, не являются объектом авторского права".
Помимо авторского права, защитить идею предлагают следующими методами:
Распространить режим ноу хау или коммерческой тайны.
Ноу Хау признаются сведения, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. Соответственно, как только обладатель ноу хау добровольно его раскрывает – магия теряется и сведения перестают считаться ноу хау.
Коммерческая тайна – это режим информации и принимается он внутри организации. Чтобы режим считался соблюденным, нужно выполнить кучу требований. Если передавать сведения, составляющие коммерческую тайну, другим лицам по договору о неразглашении (NDA), следует помнить, что:
1. Режим коммерческой тайны должен быть соблюден
2. Информация должна быть строго поименована в соглашении.
Привлечь человека, который разгласил вашу идею будет оченьочень сложно, даже несмотря на договор.
Так что не откладывайте идею в долгий ящик: вместо того, чтобы рассказывать всем об идеи, лучше быстрее реализуйте ее (если все получится, ее точно попытаются украсть).