Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
6 064 5 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как защитить идею

Как сделать так, чтобы инвестор или партнер не украли твою гениальную идею на миллион? Как защитить свои идеи? Сегодня мы постараемся закрыть эту тему раз и навсегда исчерпывающим ответом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Всем привет. Сегодня мы, юристы из legalstart, хотим рассказать вам о том, как защитить идею."Как защитить идею?"

Таким вопросом постоянно задаются тысячи людей. Всем кажется, что их гениальные идеи стоят кучу денег и все вокруг только и норовят эти идеи украсть. Так как спрос на сакральное знание о защите идеи большой, есть и предложения (т.е. ответы). Все, кому не лень, рассказывают как идею защитить, предлагая много разных вариантов ответа.

И сегодня я хочу раскрыть страшную тайну и дать единственно верный ответ на этот вопрос: как же все таки защитить идею?

Ответ: Никак.

b_56446a9b21423.jpg

Идею нельзя запатентовать, защитить каким-нибудь хитрым товарным знаком, договором или молитвой. Только молчанием. Если спросить у Яндекса как защитить идею, то он выдаст множество ссылок с безумными ответами. В частности, существует заблуждение, что идея не защищается до тех пор, пока не имеет выражения в объективной форме (общее требование для распространения защиты в режиме авторского права на какие-либо результаты интеллектуальной деятельности).

Но это тоже не так.

Если вы изложите свою идею письменно, то авторское право будет распространяться не на смысл, а на само ПРОИЗВЕДЕНИЕ. То есть никто без вашего ведома, не сможет издать данное сочинение или использовать его другим недобросовестным образом. А использовать идеи – запросто. Гражданский кодекс какбэ намекает:

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. (ст.1259 ГК РФ)

Подтверждается это и судебной практикой.

Недавно в России было очень интересное дело. Предыстория такова: какое-то время на российском телевидении одновременно шли две практически идентичные программы: «Один в один» и «Точь в точь».

b_56446d0890e5f.jpg

В июне 2014 года Gestmusic Endemol и "ВайТ Медиа" обратились в Арбитражный суд Москвы с иском к Первому каналу (дело № А40-84902/2014). Они требовали прекратить трансляцию программы "Точь-в-точь" на том основании, что она полностью копирует оригинальный формат шоу Your face sounds familiar и тем самым нарушает их исключительные авторские права.

В обоснование своих требований истцы ссылались на так называемую "производственную библию" формата программы, где содержится описание оригинального испанского шоу.

Тем не менее, суд в иске ОТКАЗАЛ, указав на то, что "производственная библия" формата – это "лишь описание концепции уже существующей испанской телепередачи, а также принципов и методов ее создания". Однако их, по мнению суда, нельзя считать охраняемыми в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ [объекты авторских прав], поскольку они "не являются частью ее формы, а представляют элементы ее содержания".

"Такие способы, методы, идеи и последовательности действий не относятся к процессу творчества, а лишь описывают технологию производства, а следовательно, не являются объектом авторского права".

b_564469de8e885.jpg

Помимо авторского права, защитить идею предлагают следующими методами:

Распространить режим ноу хау или коммерческой тайны.

Ноу Хау признаются сведения, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам. Соответственно, как только обладатель ноу хау добровольно его раскрывает – магия теряется и сведения перестают считаться ноу хау.

Коммерческая тайна – это режим информации и принимается он внутри организации. Чтобы режим считался соблюденным, нужно выполнить кучу требований. Если передавать сведения, составляющие коммерческую тайну, другим лицам по договору о неразглашении (NDA), следует помнить, что:

1. Режим коммерческой тайны должен быть соблюден

2. Информация должна быть строго поименована в соглашении.

Привлечь человека, который разгласил вашу идею будет оченьочень сложно, даже несмотря на договор.

Так что не откладывайте идею в долгий ящик: вместо того, чтобы рассказывать всем об идеи, лучше быстрее реализуйте ее (если все получится, ее точно попытаются украсть).

b_56446b0b988bc.jpg

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
4devs
Разработка и поддержка проектов на Symfony 2
Андрей 22153
идею не защитить. Только для начала реализации идеи и вкладывание в эту саму реализацию миллионы, надо проверить насколько идея интересна другим, а тут без обсуждения самой идеи никак.
Любой здравомыслящий человек не будет вкладывать в идею деньги и тем более не будет ее "воровать", будут уже вкладывать в продукт на основе этой идеи, даже если это будет прототип.
То что идею нельзя запатентовать, это даже хорошо, иначе остановилось бы развитие на патенте идей, и только бы толпы самые безумные идеи патентовали.
Ответить
Neaktor
Автоматизируем бизнес-процессы компаний. Всерьез и надолго.
Николай 13981
Заезженная тема же: идея ничего не стоит

И примеры для этого утверждения тоже заезженные.. типа Friendster, который стартанул в разы раньше Facebook
Ответить
Legalstart
Юридическая помощь стартапам, фрилансерам и микробизнесу
Legalstart 28716
Тем не менее, постоянно находятся знатоки, которые рассказывают как таки можно идею защитить
Ответить
Maus Vichavius
Про патентование забыли сказать.
Ответить
Facecast
Сервис Онлайн Трансляций
Екатерина Барабанова
Да, я бы с удовольствием почитала о том, как и что можно патентовать в IT... Потому как проблема есть.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.