5 юридических терминов, которые должен знать каждый стартапер
Всем привет.
Сегодня мы, команда Legalstart, хотим рассказать вам об основных терминах и понятиях, без которых ведение бизнеса в интернете весьма затруднительно.
Если у термина есть легальное определение (т.е. значение термина определено нормативно-правовым актом), то сначала мы приводим его, а потом переводим на человеческий язык.Начнем с самого популярного:
1. Оферта
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Соответственно, оферта – предложение заключить договор, в котором содержатся существенные условия договора (условия, без согласования которых договор не может считаться заключенным). Существенные условия для всех договоров разные, и объяснить это в двух словах будет непросто: лучше обратитесь к юристам.
Так как оферта является лишь предложением заключить договор, то словосочетание, использующееся многими интернет-сервисами "договор оферты" не имеет никакого смысла.
Принятие оферты называется акцептом. Следовательно можно упростить все до:
Оферта+Акцепт=Договор.
Данная цепочка очень важна для интернет-сервисов. Например, выставляя товары в своем интернет-магазине вы делаете пользователю оферту (предлагаете заключить договор купли-продажи), а он акцептует ее (соглашается заключить договор), путем оплаты товара или иным способом. Соответственно, если пользователь совершил указанные действия, вы будете обязаны исполнить договор (в данном случае передать товар). Ссылки на то, что у вас его нет или цена изменилась в три раза не пройдут: пользователь выразил свое согласие с изложенными на сайте условиями.
Если ваша оферта обращена к неопределенному кругу лиц (в случае с Интернетом так бывает практически в 100% случаях) – такая оферта признается публичной. Ссылки на то, что «все предложения на сайте не являются публичной офертой» не имеют никакой юридической силы.
2. NDA
NDA – соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. Соглашения о неразглашении, вопреки распространенному мнению, признаются российскими судами, но с некоторыми оговорками:
1.В договоре должен быть четко определен перечень передаваемой информации
2.Определен порядок передачи информации
3.Определены лица, получающие доступ к информации
4.Должны быть проставлены разнообразные грифы и отметки о передаче
Условия «о неконкуренции» (к примеру, вы заключаете с наемным СЕО трудовой договор, который запрещает ему после увольнения из вашей организации работать у конкурентов) в соглашениях с физическим лицом признаются судами незаконными. Суды считают, что такие условия нарушают право гражданина на труд и выбор профессии.
3. Click-wrap, Browse-wrap
Click-wrap и browse-wrap - формы заключения договора, которыми пользуются в Интернете. Cтандартный пример click-wrap – я соглашаюсь с тем-то и тем-то:
Чаще всего такая форма заключения договора признается нашими судами.
Browse-wrap – соглашение, которое принимает пользователь самим фактом использования сайта. Как правило, browse-wrap размещаются в подвале сайта. Вот как это выглядит на отличном ресурсе thequestion.ru
А вот сами соглашения (неясно, почему на английском языке, но в данном случае нам важно другое):
На практике, очень небольшое количество положений данного договора будут признаваться судами как действительные, так как чаще всего пользователь не знакомится с данными документами, а администраторы сайта явным образом не уведомляют его о такой необходимости.
4. Due Diligence
Due diligence - процедура составления объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя оценку инвестиционных рисков, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку её финансового состояния и положения на рынке. Проводится обычно перед началом покупки бизнеса, осуществлением сделки по слиянию (присоединению), подписанием контракта или сотрудничеством с этой компанией.
Практически любой стартап мечтает поскорее кому-нибудь продаться. Так вот продаться без DDG у вас не получится: любая крупная компания будет его делать. Проверяется абсолютно ВСЕ: большинство договоров с партнерами, бухгалтерская отчетность, учредительные документы, оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности и многое другое. О юридических рисках лучше думать заранее, а не дожидаться наступления негативных последствий.
5. Персональные данные
Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Если попробовать перевести на русский язык данное определение из Федерального Закона "О персональных данных", то получается, что практически любая информация о человеке будет признаваться персональными данными. Очевидно, что такое широкое определение по факту сужается судами. Проблема только в том, что все суды по разному толкуют положения закона: некоторые суды доходят до того, что паспортные данные не являются персональными, другие же признают номер телефона персональными данными. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно, так как практика судов ( как показана выше) достаточно противоречива.
Если вы собираете или иным образом обрабатываете персональные данные, то обязаны следовать требованиям 152-ФЗ «О персональных данных», в том числе требования о локализации персональных данных. Подробный экскурс в проблематику ПД будет через несколько недель.
На сегодня все, если мы что-то изложили немного неясно - будем рады пояснить в комментариях.
Подключайтесь к нашему сервису юридической поддержки, либо заказывайте стартовый пакет всех юридических документов и живите без забот :).
Удачи, команда Legalstart.