Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
163 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Почему BI-системы должны умереть

Достаточно давно мы внедряем BI - системы в бизнес наших клиентов. В недавнем прошлом это почти всегда был OLAP на базе MS Analysis Services. Сейчас все чаще это Power BI.

Может быть, я выскажу крамольную мысль, но Системы Бизнес-аналитики сами по себе почти никому не нужны:

  1. Да, с OLAP можно реализовать систему Автозаказа, прогнозирования продаж (спроса), получить аналитику по продажам, затратам, себестоимости (в том числе очищенной);
  2. Да, с Power BI сделать все тоже самое, что и в OLAP, плюсом еще быстро и «почти на коленке» сделать RFM-анализ клиентов, посчитать оборачиваемость или ABC/XYZ и многое другое.

Что можно делать хорошо в OLAP/Power BI, так это визуализировать данные и строить красивые отчеты и дашборды для руководства.

Чего не хватает BI-системам?


Всем BI-системам не хватает одной очень важной составляющей — BI-аналитика, то есть очень умного и грамотного сотрудника (желательно в штате).

В OLAP/Power BI можно добыть много данных, «покрутив» те или иные дашборды, сделав те или иные меры (благо, на службе у этого аналитика есть такие вещи как DAX/Power Query/MDX/R/M/Python и т.д.).

Но вот — это умение «покрутить» данные — очень сложная вещь, ведь для этого нужны:

  1. особый склад ума (тот самый «аналитический»);
  2. понимание бизнеса;
  3. зачастую недюжинные способности к анализу больших данных;
  4. умение искать ассоциации и проверять гипотезы;
  5. и (самое важное) время, много-много времени.

Есть компании, которые могут позволить себе BI-аналитика, но таких весьма немного, в большинстве компаний такой должности нет и в помине. Да и специалисты стоят очень и очень недешево.

Разговор о времени


Вы чувствуете ритм современной жизни? Этот ритм с каждым годом становится все быстрее и быстрее:

  1. быстрый шопинг;
  2. быстрая еда;
  3. скорочтение;
  4. соцсети;
  5. скорости на дорогах;
  6. все меньше и меньше времени люди тратят на электронную почту;
  7. все меньше времени люди разговаривают как лично, так и по телефону;
  8. наше время заполонили мессенджеры — Slack, Битрикс24, Whatsapp, Telegram. Ведь они обеспечивают скорость общения и позволяют запараллелить общение.

Посмотрите на людей на улице или в кафе. Да, они в компании, да — они разговаривают, но в то же время они в телефоне: с кем-то общаются в инсте, чатятся в мессенджерах.

То есть главный враг и одновременно главная ценность в современном мире — это время

Времени теперь у нас нет, его постоянно не хватает.

Я как-то анализировал, на что мы тратим время в наших BI-проектах. Думаете, на анализ данных или их красивую визуализацию? Нет, ничего подобного.

Мы от 80 до 90% времени в BI тратим на подготовку и очистку данных:

  1. готовим коннекторы к источникам данных (1С, IIKO, CRM, сайт и т.д.);
  2. делаем базу данных, где консолидируем всю информацию;
  3. чистим и нормализуем данные;
  4. и все это время мы не занимаемся непосредственно анализом данных.

Зачастую и Заказчики по завершении проекта тоже глубоко не анализируют данные — у них нет на это времени.

О том, что волнует бизнес сейчас


Я сижу на нескольких форумах на Facebook и в Telegram, где общаются специалисты по BI.

90% вопросов у них связано именно с проблемой очистки данных:

  1. как сконвертировать даты;
  2. как соединить данные;
  3. как очистить телефоны или адреса и привести их к КЛАДР;
  4. как собрать из 40 таблиц Excel, которые им выгрузил программист 1С, непротиворечивую базу в Power BI;
  5. как получить данные из 1С или Amo CRM/Битрикс24;
  6. и многое другое.

Думаете эти вопросы волнуют бизнес, на который работают эти BI-специалисты?

Нет, не эти!

Бизнесу нужны:

  1. Как удержать отваливающихся клиентов (а их еще надо найти, спрогнозировать);
  2. Как динамически считать страховые запасы по каждой торговой точке;
  3. Как просчитать логистику и конечную себестоимость материалов;
  4. Как спрогнозировать спрос/продажи в условиях постоянной ротации ассортимента;
  5. и другие вполне себе практические вещи, а не красивые графики и отчетики.

Бизнес накопил огромные данные:

  1. сотни тысяч/миллионов транзакций (чеки, продажи, сделки);
  2. сотни тысяч активностей в CRM с клиентами;
  3. огромные клиентские базы.

Но все это богатство зачастую не используется, и причина — это «сырые», плохие данные:

  1. дубликаты в контактах, номенклатуре, клиентах;
  2. ошибки в контактах;
  3. кривая себестоимость.

Вопрос: Что делать?


Ответ:

  1. отказаться от идеи, что система BI (Power BI, OLAP, QlikSense, Tableau) вас спасет;
  2. отказаться от идеи, что вы сможете собрать правильные данные из таблиц Excel (таблицы Excel завтра кто-нибудь сломает или заполнит криво)

Начните чистить данные еще при вводе, заполнении:

  1. Делайте защиту «от дурака» при вводе информации;
  2. Проверяйте данные;
  3. Верно настраивайте и следите за правильностью работы ваших товароучетных систем;
  4. Учите персонал правильно работать в CRM, 1С и т.д;
  5. Откажитесь от Excel (смешно, да?);
  6. Внедряйте системы загрузки, очистки и обработки данных.

Как это реализовать?


  1. Собирайте данные в базу — «Хранилище данных» (Data WareHouse) из всех ваших оперативных баз (1С, IIKO, CRM, Бухгалтерия и т.д.);
  2. используйте Loginom (а про эту систему расскажу в следующей статье);
  3. Встраивайте Loginom в ваши бизнес-процессы — внутрь CRM, маркетингового отдела, 1C/ERP;
  4. И только потом (как вишенку на торте) внедряйте Power BI/Qlik Sense/Tableau/...

Компания ДЕНВИК, партнер Loginom Company, знает как помочь бизнесу в оптимизации рабочих процессов.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.