Биржа торговли людьми
Шел 2013-й год, последний биткоиновый бум, и интересным было сделать что-нибудь децентрализованное биржевое, пусть и фиатное, не в духе криптовалют. Вот и было сделано.
А нормальное объяснение происходящему там я смог придумать только сейчас, в 2016-м году. Делюсь здесь процессом своих размышлений в 2013-м, чтобы показать, откуда берутся непопулярные странноватые сервисы, которые, однако, некоторые люди оценивают интересными.
Начнем со сравнения. Мы привыкли пользоваться фиатными деньгами, долговыми обязательствами банков. Мы пользуемся ими потому, что доверяем банкам. Если мы доверяем публичной компании, то ее акции тоже могут использоваться как обменное средство. Все публичное и доверенное может быть деньгами. А представьте, что такой единицей станет сам человек: и чем человек больше доверяют, тем он лучше как денежная единица. Именно это и предлагает «человалютная биржа».
Вы приходите на биржу и выставляете себя на торги долями, т.е. эмиссируете любую свою долю от 0 до 100% и задаете стартовую стоимость покупки одного процента себя. Как только кто-нибудь купит кусочек вас, этот кусочек сможет использоваться для свободных торгов, и курс устанавливает рынок: чем выше вас ценят и ликвидней считают, то есть чем быстрее и дороже вас можно будет потом продать по мнению покупателей, тем больше заплатят за долю вас. Так и вы зарабатываете на росте своего курса, и другие игроки рынка.
Но как узнать, кто правда валюта имени Маши выпущена самой Машей, а не кем-нибудь еще? И как Маша связана с биржей? Что нам дает владение хоть 100% акций Маши? Нужна какая-нибудь связь долговых обязательств с внешним миром, то есть нужен сам предмет обязательств; нужно то, что обещается взамен. Это резерв валюты. Если вы обещаете в любой момент обменять единицу своих фиатных денег на грамм золота, ваши обещания станут деньгами, и ими можно будет расплачиваться. Ценные бумаги обещают долю компании. На бирже Людишки тоже есть система [чело]валютного резерва: рынок обещаний.
Посмотрите на Кикстартер: создатели всегда обещают что-нибудь за взнос, и для самых крупных взносов бонусом часто бывает написанное от руки письмо, записанная видеоблагодарность или личная встреча на тусовке с основателями. Это персонализированные услуги: такие действия, в которых делатель важнее делаемого. Например, в выкапывании ямы важна сама выкопанная яма, и не важно, кто это сделает, рабочий для такого дела легко заменяется. А в видеоролике с благодарностью важен сам говорящий в ролике человек. Такие действия мы назовем уникальными услугами. Их нельзя делегировать, и если такую услугу вам оказывает известный человек, можно быть уверенным, что это не сделает за него кто-нибудь из подчиненных.
Уникальные услуги используются на Людишках в качестве резервного золота для валюты в виде человека. Подобно государству, обещающему принять свои банкноты и выдать взамен печеньки, Маша составляет список обещаний для разных сумм: за 1% отправит сигну, за 5% — длинное рукописное письмо, за 10% — видеообращение с благодарностью, за 70% — устроит званый ужин. С этого момента валюта обеспечена такими обещаниями, и это не значит, что каждые торгуемые 5% должны обмениваться на письмо, это значит, что при необходимости 5% Маши будут возвращены ей в обмен на письмо. Выпуская себя в качестве валюты, вы сперва выполняете пару таких обещаний для формирования репутации валюты: торгующие отныне знают, что за валютой стоите настоящий вы.
После этого достаточно того, что вы готовы выполнить в любой момент выполнить следующее, и при вашем полном бездействии доверяющие вам люди торгуют между собой вашими обещаниями, даже не используя их по факту. Оборот растет, от вашей репутации зависит курс. Люди торгуют вами и зарабатывают рубли/доллары. Вы сами тоже зарабатываете: благодаря комиссии от переводов. А окружающие, впервые услышав об этом, только недоумевают.
Таким образом на Эквиуме появилась биржа торговли людьми.