Цифровая трансформация. Современные технологии приходят на смену испытанным временем схемам
Традиционный бизнес уходит в прошлое
К нам в агентство приходят разные люди с разными задачами: кому-то нужна рекламная кампания, кому-то новый сайт. Но всех клиентов объединяет понимание, что работать по-старому, используя принципы прошлого века, уже невозможно. Клиенты уходят, выручка падает, рынок очень быстро меняется, необходимо искать новые, зачастую, нестандартные решения.
Почему мы начали говорить про диджитализацию? Во-первых, потому что мы сами занимаемся бизнесом и нам это интересно. А, во-вторых, потому что мы каждый день помогаем нашим клиентам стать лучше, идти в ногу со временем, меняться и отвечать на запросы клиента. Наше агентство собрало ключевые экспертизы, позволяющие переводить услуги компаний в онлайн. Постоянно работая в этом направлении, изучая рынок, видя мировые тенденции, мы не устаём повторять, что традиционный бизнес уходит в прошлое.
Новые реалии диктуют свои правила, изменение процессов в компании называют digital-трансформацией.
Когда речь идёт про требования времени, мобильную революцию и новое поколение клиентов, многие не понимают, что мало сделать современный адаптивный сайт. Это минимальная база (хотя у нас в городе и до этого дорос не каждый бизнес). Смотреть нужно шире, искать принципиально новые решения, менять не только внешнюю оболочку, но и внутреннюю структуру, стандарты взаимодействия и с клиентами, и между сотрудниками.
Ставка на сервисы
В провинциальные города все тренды приходят позже, Кемерово не исключение. Но есть примеры, показывающие, что мировые тенденции работают и у нас. Например, небольшая компания, специализирующаяся на доставке товаров из Ikea, для которой Мэйк создал дружелюбный и узнаваемый бренд. Подчеркнув индивидуальность, мы пошли дальше: сделали на сайте сервис, позволяющий клиентам самостоятельно формировать заказы. Автоматизирован процесс формирования нарядов для логистов, оповещение клиентов о статусе заказа и оценка эффективности работы компании в целом.
Система в три раза уменьшила количество ошибок менеджеров, а оборот компании увеличился на 2000%.
Ещё один пример нового подхода в деле: компания «Бобёр», занимающаяся перевозками. Клиент увидел падение рынка, почувствовал, что необходимы перемены, начал искать новые варианты развития. И это не просто сделать сайт-визитку и ждать заказы. Изучили рынок, нашли в интернете хорошую идею, развили её и сделали сервис заказа автомобилей и спецтехники. Важно понимать, что никто на начальном этапе не может гарантировать, что ваша идея выстрелит, но вкладывать и пробовать всегда лучше, чем сидеть без дела. Да и средства на разработку сервиса, по меркам бизнеса, требуются небольшие. Зато, в случае успеха, доходы того же «Бобра» будут несопоставимы с этими вложениями.
Мы, в свою очередь, не только разрабатываем такие сервисы. Мэйк предлагает услугу сервис-дизайна, которая позволяет описать бизнес-процессы компании, понять, как их улучшить, как за счёт различных ресурсов, в том числе автоматизации, повысить эффективность компании.
Устаревающие бизнес-модели
Мир стремителен, всё очень быстро меняется, рынок постоянно развивается. Эта динамика диктует свои условия для бизнеса. Нужно соответствовать, избавляться от лишнего, всего, что нерационально использует главный ресурс – время.
В Кемерове до сих пор очень сильны стереотипы ведения бизнеса вообще и корпоративной культуры в частности. Иерархические структуры, где есть большой начальник, его замы, руководители отделов и обычные сотрудники, безнадёжно устарели. Причем это произошло уже давно, но ощутимо бить по кошельку начало только сейчас.
Преимущество такой системы – хорошая управляемость. Но это было весомым аргументом до появления соцсетей и мессенджеров.
Когда информация внутри структуры движется в разы медленнее, чем вне её, данная организация не может быть эффективной.
Новое поколение
Сегодня миром правят матричные структуры. Они подразумевают больше неформального общения, а в крупных компаниях требуют большей самостоятельности подразделений, больше ответственности и свободы в принятии решений. Документооборот, который невозможно сократить, должен быть автоматизирован, общение переведено в онлайн. Только так можно успеть в этой гонке.
Время — это лишь один из факторов. Ещё один важный показатель — люди. Диджитализация — это процесс, двигателем которого стали молодые специалисты. Это новое поколение, у которого появились новые ценности. Например, самореализация и мобильность у них гораздо важнее уровня дохода. Им нужен комфорт и рабочего места, и рабочей атмосферы. Им не интересны напряженные годовые отчеты или традиционные планерки «у босса».
Реагируя на эти потребности, меняются и модели управления. Мы пришли к американской системе, которая упрощает общение между руководителем и подчиненным, практически, стирает иерархию, убирает психологические границы. Исследования говорят о том, что американская модель повышает эффективность всей команды и, конечно, ускоряет процесс коммуникации.
Интеллектуальная компания
В 20 веке капиталы делались на промышленных предприятиях, сегодня лидерами стали интеллектуальные компании, бизнесы, которые зарабатывают за счёт технологий. Эту тенденцию невозможно игнорировать и, так или иначе, любой бизнес стремится быть интеллектуальным и высокотехнологичным.
Для упрощения, увеличения скорости взаимодействия, повышения мобильности все процессы переходят в онлайн. Здесь и общение, и постановка задач, и документооборот, и отчётность. Мы экономим ресурсы за счёт «удалёнки» и освобождения сотрудника от лишней работы. Мы смотрим на целесообразность каждого процесса в компании, потому что реалии позволяют нам вынести из структуры практически любой этап.
Смена тенденций
Экономичность – это еще одна тенденция современного бизнеса. Здесь нам, опять же, приходят на помощь технологии. Благодаря, например, Битрикс24 человек может работать из любой точки мира, а руководитель может его контролировать и очень быстро решить нужные вопросы.
В данном случае варианта всего два: меняйся или погибни.
К сожалению, наш кемеровский бизнес ещё только улавливает эти тенденции. У большинства компаний, оказывающих услуги, даже нет онлайн записи. Это особенно бросается в глаза, когда сравниваешь, например, частные медицинские центры здесь и в Москве. Если ничего не делать, плыть по течению, не меняться самим и не менять подходы, очень скоро на рынок придут те, кто предложит услугу по новым правилам. Мы уже видим примеры таких очень успешных проникновений.
Как трансформироваться?
Главное, что вы должны сделать: проанализировать свои бизнес-процессы. Разложить на этапы, выявить слабые места, возможно, лишнюю работу, которую выполняют сотрудники. Первый этап — анализ бизнеса.
Здесь мы можем увидеть внутренние проблемы, с которыми сталкивается бизнес, и которые необходимо устранить.
При анализе обязательно нужно посмотреть на процесс с точки зрения клиента, определить, где может возникнуть негатив и недовольство компанией.
Второй этап — поиск решений. Мы думаем, как можно упростить механизм принятия решений, как облегчить жизнь клиенту, сделать сервис более дружелюбным, что можно предпринять, чтобы решить ту или иную производственную задачу.
Третий этап – автоматизация. Этот этап очень важен, потому что именно здесь вы определяете, как будете решать свои задачи с минимальными издержками и максимальным эффектом.
Заключение
Не могу не отметить, что инструментов, позволяющих автоматизировать бизнес-процессы, очень много. И далеко не все собственники и маркетологи владеют даже половиной из них. Именно поэтому Мэйк начал заниматься бизнес-аналитикой и созданием банка решений.
Мы можем предложить десятки эффективных решений, которые позволят вам перейти на качественно новый уровень развития.