Как отличить мошенника от настоящего коллектора?
Злоумышленники пользуются разными способами, чтобы украсть деньги или персональную информацию. Например, представляются коллекторским агентством. Рассказываем, как определить мошенника и что делать в подобной ситуации.
Зачем мошенники представляются коллекторами?
Телефонные мошенники представляются коллекторами, чтобы завладеть данными или украсть деньги. Действуют так же, как с подставными сотрудниками банков или сотовых операторов. Собеседник втирается в доверие и использует психологические триггеры.
Злоумышленник попытается узнать номер банковской карты, имя и фамилию держателя, срок действия и CVC-код. К получению информации подходят постепенно, начиная с части номера, затем уточняя держателя и плавно доходя до заветных трех цифр на обороте.
Могут действовать в связке с фишинговым сайтом. Отправляют в мессенджер ссылку для погашения задолженности без посещения банка. После заполнения платежной формы реквизиты попадают к мошенникам — их используют для покупок в интернете или перевода средств на свои счета.
Если не получается украсть реквизиты карты, мошенники пытаются узнать паспортные данные. Например, звонят человеку, у которого нет долгов. Он сообщает об этом, и собеседник предлагает уточнить информацию, запрашивает серию, номер паспорта, адрес регистрации.
Паспортные данные используют, чтобы оформить микрозаймы. Некоторые недобросовестные организации выдают средства на счета третьих лиц без идентификации личности, даже не проверяют сканы или фото паспорта. Жертва мошенника остается с кредитами и испорченной КИ.
О том, как как досрочно погасить кредиты, если их много, а денег мало читайте в блоге МБК
Как отличить «белого» коллектора от мошенника?
С 2017 года коллекторы стали «белыми» организациями — сотрудники тактично общаются с должниками без угроз и психологического давления. В начале беседы представляются, говорят название компании и детали взыскания.
Если столкнулись с грубым собеседником — это нелегальный коллектор или мошенник, который хочет украсть деньги.
Оценивайте собеседника по следующим признакам:
Приветствие. Коллектор не называет имени, должности, организацию и банк, в интересах которого действует. Если попытаетесь уточнить информацию, человек будет уклоняться от ответа, переводить тему.
Если коллектор сказал название организации, проверьте ее в реестре ФССП. Профессиональные агентства проходят дополнительную регистрацию. Если компании нет в списке, положите трубку.
Если организация есть в списке, проверьте контактные данные. Номер звонящего должен совпадать с тем, который указан на сайте. Если сомневаетесь, положите трубку и самостоятельно позвоните в компанию по номеру с сайта.
Общение. Обращайте внимание на детали. Например, что человек не ошибается в наименованиях, не путается в суммах и др. Не бойтесь переспрашивать и уточнять, чтобы определить мошенника.
В диалоге злоумышленники часто:
- угрожают и оказывают психологическое давление;
- ошибаются в произношении, ударениях;
- предлагают перевести долг со скидкой на свою карту.
Если столкнулись с чем-то из перечисленного, кладите трубку. Иначе собеседник продолжит психологическое давление, чтобы сбить с толку и получить желаемое.
Изменение способа контакта. Мошенники знают, что после первого звонка шанс украсть деньги или получить персональные данные падает практически до нуля. Поэтому они отказываются общаться в мессенджерах, приводя разные аргументы. Хотя это законное право должника, которое не обсуждается.
Если нет долгов, точно звонят мошенники?
Коллекторы могут связываться с гражданами, у которых нет долгов — это не всегда мошенничество. Иногда звонят добропорядочные организации, настроенные на мирное решение вопроса.
Возможная причина — техническая ошибка. Например, опечатка в номере телефона. Или раньше вы были в базе, но уже рассчитались по долгам, а система не удалила запись.
Хуже, если коллекторы связываются для взыскания долгов, которые оформили мошенники. Пострадавший может даже не знать об этом, поэтому требования коллекторов покажутся незаконными.
Проверьте организацию в реестре ФССП. Если представитель разговаривает корректно, задайте уточняющие вопросы. Проверьте информацию в КИ, разберитесь с незаконными долгами — это отдельная история. Но не отказывайтесь сразу от общения, разберитесь в ситуации.
Что делать, если звонят мошенники?
Если позвонил мошенник, положите трубку, чтобы избежать психологического давления. Это подойдет в ситуациях, когда на 100% уверены, что разговариваете не с представителем коллекторского агентства.
Когда сомневаетесь, проверьте информацию, сами позвоните в организацию по контактам с сайта. Свяжитесь с банком, в котором был долг с просрочками — узнайте, какой компании продали долг.
Можете записать разговор и контактный номер, подать заявление в МВД. Это не принесет результата, но хотя бы ускорит блокировку номера злоумышленников. Действуйте по собственному желанию и наличию свободного времени.
Избавиться от звонков мошенников не получится, потому что они регулярно меняют номера. Для уменьшения количества пользуйтесь программами, которые определяют звонящего, блокируют спам-вызовы и потенциальных мошенников.