Первая помощь: можно ли положиться на голосового помощника?
Ежегодно в мире от внезапной остановки сердца умирают миллионы людей. Некоторых из них удалось бы спасти, если оказать первую помощь до приезда спасательной службы. Но лишь немногие осмеливаются вмешаться, опасаясь сделать что-то не так. Однако спасательные организации неоднократно подчеркивают, что просто ничего не делать — неправильно. Потому что диспетчер спасательно-координационного центра по телефону инструктирует человека, как правильно выполнить основные меры по спасению до прибытия профессиональной службы.
Зарубежные исследователи из трех известных учреждений (Mass General Brigham, Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, Бостонской детской больницы) теперь исследовали, обеспечивают ли онлайн-помощники легкий доступ к важным инструкциям в экстренных ситуациях.
Они предполагают ситуации, в которых службы экстренной помощи могут быть недоступны или требуется время до их прибытия. Ученые протестировали четырех помощников — Alexa (Amazon), Siri (Apple), Google Assistant и Cortana (Microsoft), задав несколько вопросов. Те же вопросы они задали ИИ-программе ChatGPT.
Вывод исследования, опубликованный в журнале JAMA Network Open: инструкции были недостаточно содержательными и показали противоречия.
Почти половина ответов онлайн-помощников не имела отношения к теме сердечно-легочной реанимации (на английском языке «CPR»). Среди прочего там была информация о фильме под названием «CPR» или ссылка на «Новости общественного радио Колорадо».
Только 28% ответов предложили вызвать скорую помощь. 34% ответов содержали инструкции или дополнительную информацию (например, ссылки на сайты) по сердечно-легочной реанимации. Конкретные устные инструкции дали лишь 12% ответов.
ChatGPT предоставлял большую часть актуальной информации для всех запросов. Напомним, эффективная первая помощь увеличивает вероятность выживания примерно с 20% до более чем 70% в случае остановки сердца.
Авторы пришли к выводу, что использование существующих голосовых помощников может задержать оказание помощи пациентам с остановкой сердца и не предоставить адекватную информацию.
Авторы исследования в США подчеркивают, что следует звонить в службу 911, а не полагаться на голосовых помощников. В принципе, голосовые помощники могут дать инструкции в случае остановки сердца. Однако для этого им придется интегрировать в свои программы более стандартизированные, основанные на фактических данных материалы.