«В жизни стартапера нет такого понятия как "неудача" или "провал проекта"»
Как найти идею
У каждого успешного предпринимателя есть свой набор правил о том, как преуспеть. Я запустил за последние годы одиннадцать IT-проектов и вывел для себя самое важное: главное в нашем деле – правильно найти нишу для своего продукта. Все остальные слагаемые – уже второстепенные и производные. Если не будет ниши, если клиенту ваш продукт не будет нужен, можно потратить миллионы долларов на рекламу, маркетинг, pr, но толку никакого не будет.
Где брать идеи для правильного продукта?
Фактически это вся суть жизни предпринимателя. Все мы живем и каждый день сталкиваемся с массой разных проблем – в сфере оплаты, в сфере коммуникаций, связи и так далее. И потом предприниматели так сильно расстраиваются, что никто до сих пор эти проблемы не устранил и не решил, что они и становятся теми самыми людьми, которые «изобретают гениальное», решая эти самые проблемы.
Уже после реализации гениального проекта кажется, что идея лежала на поверхности, но другие до нее почему-то не додумались.
Про главные шаги, когда идея найдена
После того как вы правильно определили свою нишу и начали работать, тремя главными правилами дальше для вас должны стать — вот эти:
- Нанимайте лучших
- Думайте о продукте
- Спрашивайте клиентов
Все мы знаем тысячи удачных проектов, но гораздо больше не знаем сотни тысяч которые провалились. Чтобы не провалиться, важно определить правильный и нужный продукт. Например, в сфере b2bнеобходимо слышать клиента, слышать то, что он говорит и понимать его потребности. Если мы не можем предложить то, что он хочет, можно сделать два вывода:
- Во-первых, это может быть неправильно подобранная команда,
- Во-вторых, неправильный продукт.
Любой проект реализовывается в несколько разных этапов
Допустим, вы предприниматель, у которого появляется какая-то идея, которую надо воплотить в жизнь. Далее, вы подготавливаете некую минимальную базу, подтверждающую ваш концепт – то, что вы можете показать своим клиентам. Потом вы ищете нишу на рынке, подходящую для вашего продукта.
Фактически вы пытаетесь сделать так, чтобы клиенты сами хотели пользоваться вашим продуктом. Для этого с ними необходимо постоянно общаться, узнавать, что им нужно и какие у них потребности. На это может уйти несколько месяцев, а то и больше. И уже после этого вы переходите к маркетингу, начинаете продвигать свой продукт и уже выводите его на рынок.
Еще одно ключевое правило, как довести проект до благополучного финала – слушать клиентов, постоянно получать отзывы и отклики от них
Необходимо регулярно измерять и оценивать все аспекты вашего продукта и изучать динамику показателей. Например, в Flock мы постоянно измеряем, сколько человек подписалось на наше приложение, сколько отказалось от его использования, на каком этапе это произошло, с какими трудностями и когда именно сталкиваются клиенты. И по мере получения отзывов нужно выпускать все более и более новые версии продукта – до тех пор, пока вы не создадите то, что действительно нужно рынку.
Правильная команда – еще одна важная составляющая успеха вашего проекта
Необходимо непрерывно, постоянно, каждый день отслеживать эффективность каждого члена команды. В частности, нужно стремиться получать самых талантливых людей, которые могут быть эффективнее обычных сотрудников в несколько раз! И нужно всех их мониторить, чтобы постоянно подтверждать их эффективность.
Как найти талантливых сотрудников? Путем очень строгого отбора. Если мы нанимаем инженера или программиста, мы задаем математические или алгоритмические задачи. Например,такую. И это еще не самая сложная. На ее выполнение мы даем около получаса, надо же еще код для решения успеть записать.
Собеседование всегда проводится группой наших экспертов и каждый из них должен одобрить этого кандидата. Мы нанимаем нового сотрудника в нашу команду только тогда, когда решение единогласно. Если кто-то из нас против, нам приходится отказать кандидату, даже если я сам склоняюсь к тому, чтобы взять его на работу.
Про ошибки
Принято считать, что при запуске стартапа неизбежны ошибки, но я думаю, что здесь их можно выделить только две.
- Первая – стремление компании повысить свою стоимость вместо того, чтобы подумать, какую пользу она может принести своим пользователям и клиентам.
- Вторая ошибка – нанимать всех подряд, а не самых лучших.
Меня регулярно спрашивают, были ли в моей жизни крупные ошибки, неудачные проекты, о каком провале я сожалею больше всего. На самом деле – ни о каком.
Я давно для себя решил, что в нашей жизни нет такого понятия, как «неудача» или «провал проекта».
Все просто — если что-то не получается, мы переключаемся и развиваем проект немного в ином ключе. Если идея не реализовалась так, как мы хотели бы ее реализовать, то мы просто начинаем ее менять до тех пор, пока не добьемся необходимого результата.
Про неготовность к инновациям
Любой IT-предприниматель в своей работе сталкивается время от времени с тем, что многие люди, да и организации, воспринимают всё новое очень консервативно. Если мы говорим о каком-то частном пользователе, то это, может, и не так сложно: человек загрузил приложение, установил его, попробовал, оценил, нравится ему или не нравится. А вот если мы говорим о какой-то корпоративной среде, то там все эти изменения происходят гораздо медленнее.
Мы, например, не заставляем крупные компании сразу интегрировать наше решение, полностью заменяя все, что было. Компания может взять небольшую группу, создать один канал и посмотреть, насколько эффективно происходит это общение. Здесь будет действовать правило «быстрых побед» – когда результат виден и понятен сразу. Уже после этого можно опробовать проект в больших масштабах.
Безусловно, мы не раз сталкивались с непониманием. В частности, когда сотрудники большинства офисов уже привыкли вести всю переписку по электронной почте, а нам приходилось и показывать, и доказывать, что наше приложение – именно тот инструмент, который поможет добиваться лучших результатов. И до недавнего времени продукт было необходимо разворачивать сразу в масштабах всей корпорации. При этом администратор должен был убедиться, что у всех пользователей установлено это приложение, есть к нему доступ и все могут начать пользоваться им одновременно. Разумеется, некоторые сотрудники протестовали.
С прошлого года мы изменили этот концепт: теперь можно развернуть проект не сразу на всю компанию, а только в одном отделе или только в определенной группе, чтобы со временем это использование расширять.
Гораздо проще подключить только десятерых человек, чем сразу сотню.
Про собственные проекты
Мы с нашей командой гордимся всеми своими проектами, потому что они результат нашего труда. Нет таких, которыми мы бы гордились больше или меньше других. Это то, чем мы изменили жизнь людей в лучшую сторону. И неважно, насколько масштабным был этот проект.
- Первым моим бизнесом была компания по регистрации доменных имен в Индии ResellerClub. Впоследствии мы добились, что она стала четвертой крупнейшей компанией во всем мире. В 2014 году мы ее продали.
- Далее было рекламное агентство Medium.net (вторая по выручке компания в мире, занимающаяся контекстной рекламой) – его продали в 2016 году консорциуму китайских инвесторов за $900 млн.
- В 2012 году мы создали Radix (оператора для популярных доменов верхнего уровня), она уже приносит прибыль.
- Бизнес, которым мы владеем сейчас, ежегодно растет на 60%. Возможно, и были какие-то незначительные проекты, которые реализовались как-то не так, как планировалось, но что-то конкретное выделить невозможно.
Сейчас меня очень интересует и волнует все, что связано с корпоративной эффективностью. Здесь я стараюсь быть проактивным и вносить что-то, что будет иметь социальную значимость.