Бизнес-процессы в логистике
Бизнес-система, независимо от своего вида - это совокупность бизнес-процессов, связанных одной конечной целью - сбыт продукции и получение прибыли. Под продукцией понимаются как товары, услуги, так и документы, информация. Бизнес-процесс - это определенные внутренние и зависимые друг от друга функциональные действия.
Различают следующие виды бизнес-процессов:
- процесс сбыта продукта (тип горизонтальный), приносящий прибыль бизнес-системе;
- процесс планирования, а также управления (тип вертикальный), который обеспечивает получение дохода от реализации горизонтальных бизнес-процессов сбыта продукта;
- ресурсные процессы (тип вертикальный) - они обеспечивают доставку, а также складирование продукции непосредственно в точке выполнения действий;
- процесс преобразования (тип вертикальный) - дополнительный (вспомогательный) процесс, который необходим для изменения уже существующих технологий.
Бизнес-процессы и логистика
В число бизнес-процессов логистики входят:
- планирование движения продукта (составная часть процесса планирования и управления);
- доставка продукта от производителя или поставщика (составная часть ресурсного процесса);
- ведение складского учета полученного груза (составная часть ресурсного процесса);
- доставка товара в магазины (составная часть процесса сбыта продукции);
- контроль за движением товарных потоков (составная часть процесса планирования и управления).
В рамках перечисленных бизнес-процессов служба логистики выполняет такие функций, как:
- согласование даты получения и отправки партий товара;
- анализ данных по имеющемуся транспорту;
- определение наилучшего маршрута доставки;
- расчет основных показателей транспортных расходов;
- разработка карты маршрутов следования транспорта;
- составление плана систем доставки партий продукции;
- прием, а также хранение груза на складе;
- отгрузка товара со склада;
- сообщение получателю информации о времени прибытия транспорта с грузом;
- фиксация заявок, поступающих от магазинов;
- перевод товара из статуса резерва в экспедицию;
- проставка отметки в накладных;
- учет возвращаемых товаров;
- постоянный мониторинг маршрута движения продукции;
- контроль над процессами оприходования, отправки и возврата товара.
От правильно организованной логистики зависит многое, начиная от своевременной подачи сырья на производство, отгрузки готового продукта, и заканчивая доведением до конечного потребителя товара в нужное время и с наименьшей себестоимостью.
Понятие реинжиниринга бизнес-процессов
Одна из современных технологий управления бизнесом - это технология реинжиниринга бизнес-процессов.
Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы. Википедия
Его использование на практике позволяет многим компаниям: снизить себестоимость продукта за счет увеличения эффективности управления, повысить качество продукции, уменьшить время обработки заказов своих клиентов, быстро разрабатывать новую продукцию и прочее.
Общая схема реинжиниринга бизнес-процессов:
- Разрабатывается модель бизнес-процессов «как есть», т. е. модель существующих на данном предприятии процессов, а также прописывается их технология.
- На основе проведенного анализа данной модели составляется модель новых процессов («как должно быть») с разработкой новых технологий.
- Модель вместе с технологиями новых процессов подвергаются тщательному анализу на соответствие основным требованиям бизнес-системы, во время которого рассчитываются возможные экономические выгоды.
- Модель новых процессов внедряют в практику деятельности предприятия (при условии получения положительных результатов анализа).
Реинжиниринг на практике
Для проведения реинжиниринга составляется карта бизнес-процессов фирмы, которая графически показывает все составляющие в процессе действия, а также взаимосвязь между ними. Наиболее часто для этого используют методы стандарта IDEF0, которые предполагают описание бизнес-системы в виде иерархии диаграмм. За счет такого иерархического строения, исследователь имеет возможность анализировать процессы на любом уровне.
Далее составленная карта подвергается тщательному исследованию и анализу, в результате которого выделяют основные бизнес-процессы предприятия.
Поскольку реинжиниринг любого бизнес-процесса, в основном, предусматривает введение в него инновационных изменений, перед рассмотрением их по отдельности, указывают на возможные инновации, обеспечивающих замену ручного труда различными механизмами.
К примеру, оборудование производственных линий аппаратами для паллетизации, строительство дополнительных доков для автомашин на складе, внедрение автоматизированной системы управления складом для автоматизации процессов складской логистики.
Следующий шаг - расчет показателей эффективности логистических бизнес-процессов. Главными из них являются:
- общее количество логистических издержек;
- качество предоставляемого компанией логистического сервиса;
- продолжительность всех логистических циклов;
- логистическая производительность (например, количество обработанных заказов за 1 час, количество грузовых отправок на единицу грузовместимости транспортных средств, грузооборот склада за 24 часа и пр.);
- возврат на инвестиции в логистическую систему - показывает эффективность вложенных инвестиций в разные подразделения логистической системы (например, склад, грузовой терминал, транспорт, транспортные коммуникации, информационно-компьютерная система и др.).
Эффективность проведения реинжиниринга логистических бизнес-процессов основана на расчете показателя экономии финансовых средств, полученных в результате оптимизации логистических бизнес-процессов.
Помните, если затраты на проведение мероприятий по реинжинирингу системы логистики составляют менее 50% от ожидаемой прибыли, то такой проект считается экономически целесообразным и его необходимо реализовать на практике в самые минимальные сроки.
Итог
Организация, желающая преуспеть в нынешней рыночной ситуации, должна систематически не только улучшать свою продукцию, но и усовершенствовать и оптимизировать логистические бизнес-процессы, используя для этого разнообразные методы или инструменты. Реинжиниринг является одним из таких методов. Чтобы извлечь ту выгоду, которую способен дать реинжиниринг бизнес-процессов, следует целенаправленно и правильно его реализовывать.