Mitra, Miranit, Freematiq. Новая IT-структура Сибири
Барнаул - совсем не типичный провинциальный город: здесь живет и наращивает свой ресурс digital-разработка, не уступающая столице. Местный digital помогает развить кадровый рынок в дотационном регионе, где выбор начинающего специалиста обычно лежит между технической поддержкой и более сомнительными вакансиями. Последняя ситуация сегодня меняется к лучшему.
В Барнауле больше 17 лет развивается Mitra - старейшее и самое первое digital-агентство в регионе, основанное предпринимателем Денисом Газукиным. За последние 6 лет с “Митрой” произошел ряд качественных изменений, и этот материал - рассказ о том, как из небольшого web-агентства вырос альянс трех IT-компаний.
Денис Газукин, основатель и генеральный директор Mitra & Freematiq:
У нас есть производство, исследовательские предприятия, немало инновационных бизнесов, не только в digital. Однако самые интересные отрасли те, где задействован интеллектуальный потенциал. В цифровой сфере идет развитие новых специализаций, а если работаешь в it-компании, в нашей или подобной, ты выходишь на мировой рынок. Есть заказы из Великобритании, Франции, Мексики, Сингапура: работать над ними можно, находясь здесь.
Новое IT-объединение расположилось в новом здании в самом центре Барнаула. Если заглянуть внутрь, то на всех четырех этажах главенствует атмосфера IT-тусовки, это своего рода кампус.
Алексей Акимов, руководитель проектов компании Mitra:
Почти 100 человек - это только люди, которые работают в этом здании. У нас есть полноценные отделы тестирования, аналитики, разработки на разных платформах и дизайна, где работают, к примеру, отличные иллюстраторы. Найти такого специалиста - это проблема. Есть проекты, где без иллюстратора вообще ничего не получится.
Александр Голанцев, директор компании Miranit:
Мы очень конкурентоспособны и на российском и зарубежном рынке. В любом случае, у нас есть множество крутых компаний: ADN, Alawar, Сибирикс. Из местного политехнического вуза выпускаются специалисты, они "шлифуются" местными крупными компаниями и все - вперед! Структуру группу компаний Freematiq-Mitra-Miranit определяет вопрос фокусности: каждая из компаний реализует свою задачу. Если раньше “Митра” занималась созданием сайтов и интернет-маркетингом, то сейчас последняя функция перешла новой компании Miranit, открытой в июле 2017 года. “Митра” сегодня занимается визуальными решениями и веб-разработкой, Freematiq - отвечает за процесс разработки сложных приложений и сервисов. Для решения кадрового вопроса была создана собственная уникальная структура - Digital Space. Это образовательный центр, работающий над поставкой специалистов для объединения компаний и digital-рынка региона.
Дмитрий Лоднев, технический директор Mitra & Freematiq:
На рынке IT - кадровый голод. Вынужденная мера: нам нужно готовить свои кадры по образу и подобию заводских ПТУ, чтобы “ковать” специалистов. Выпуск местных вузов АлтГУ и АлтГТУ крайне мал, уровень выпускников на данный момент не соответствует необходимому качеству. Digital Space закрывает эту нишу: получается экосистема, каждый кусочек которой нужно прокачать для многократного роста.
Тем, чем мы занимаемся, в Барнауле никто не занимается. Полноценного коммерческого it-образования я не нашел. Есть обучение школьников программированию, веб-разработке и фотошопу. Полноценный курс, выпускники которого могли бы устроиться на работу? По-моему, мы единственные, и у нас можно с нуля освоить программирование за два-три месяца и войти уже в реальный действующий проект за реальные деньги.
Mitra - визуальные digital-решения и разработка сайтов
В 2011 году “Митра” позиционировала себя как компания, создающая разумные решения для людей, бизнеса, а также решающая вопросы маркетинга и автоматизации продаж, digital-задачи. В то время под последними подразумевались визуальные веб-решения, промо-сайты. “Митра” за последние 6 лет сконцентрировала внимание на решение узких, но при этом более сложных задач.
Каких-то определенных направленностей у “Митры” тогда не было. Сейчас бренд Mitra - это digital: интерфейсы, удобство использования, поведенческие факторы; чтобы пользователь видел, что он делает, как он делает, чтобы ему было интуитивно и понятно.
Сейчас команда “Митры” - серьезные профессионалы, с которыми приятно иметь дело и которым можно доверить работу. Раньше работа руководителей проектов заключалась в следующем: ты - воспитатель, который ведет специалистов "за ручку" для достижения результата. Его нет? Нужно менять себя, дизайнеров, найти виноватых, и снова открывать “детский сад”. Сегодня работа с нашей командой позволяет спокойно заниматься прямыми обязанностями project manager - бюджетами, сроками, планированием. Отладив процессы, мы учимся создавать и предлагать новое - и клиенту, и специалистам.
Одно из отличий “нового” периода в жизни “Митры”: специалисты становятся в мелком масштабе бизнес-аналитиками для поиска успешного решения среди нежизнеспособных идей. Это ценят - клиенты все чаще и чаще переходят на постоянную основу.
Клиент, возможно, не догадывается, на что в интернете сейчас "бум", а мы знаем. С другой стороны, заказчик знает свой бизнес лучше нас. Нужна тандемная работа, и обе стороны садятся за стол переговоров. Есть задача увеличить продажи - мы предлагаем ее конкретное решение.
Допустим, на 90% предложенная гипотеза работает. Промах на 10% - допустимая погрешность, а при постоянной работе специалистов компании она исправляется так, что клиент даже ее не замечает. В случае с проектом-однодневкой, без его дальнейшей поддержки, рекомендаций и корректировок совместная идея, развитая на 90%, может привести к провалу. Почему “не полетело”? Нужно выждать, посмотреть, что не так, сесть за стол переговоров и внести коррективы.
Мы смотрим, что нужно сейчас и делаем сайт, который нужен клиенту завтра. После создания ресурса нужно его поддерживать, но примерный цикл "жизни" составляет два года. Далее нужны адекватные меры, чтобы адаптировать сайт под направления, куда заказчика поведут требования рынка.
Freematiq - создание IT-продуктов для бизнеса
Freematiq - это разработка веб-ориентированного программного обеспечения и сложных интернет-сервисов. В отличие от сайтов, здесь серьезный перевес программирования. Задачи Freematiq - делать не столько продающие продукты, сколько продукты, сами являющиеся товаром.
С ростом требований рынка возникают потребности в разработке новых сервисов, приложений, систем платежей, и корпоративных порталов. Задача Freematiq - взять на себя функцию IT-отдела, с полным циклом разработки. А лучше всего о возможностях компании расскажет портфолио.
Среди наших проектов - i-Retail, это облачные кассы, соответствующие закону 54-ФЗ. Его мы делали порядка полутора лет, но это только начало - минимальный набор функционала, который сейчас необходим рынку. Рынок динамично развивается, здесь много игроков: нужно держать хорошую динамику. Проект охватывает back-end и front-end разработку, тестирование, в том числе и автоматическое. В ближайшее время запустим интернет-рекламу - так будет реализована полная взаимосвязь наших подразделений.
С “Агротраком” мы вместе около 5 лет, пережили различные моменты. Это один из немногих клиентов, с одной стороны "себе на уме" - знает, чего хочет. С другой стороны, всегда может положиться на нас, как специалистов, которые решат даже самые странные на вид задачи. За это время продажи у них достигли заслуженного уровня лидера местного рынка. То, что клиент сегодня думает о правообладании и ноу-хау - это не просто так. У “Агротрака” - приложения на Android и iOS, разработан сайт, внедрено кассовое программное обеспечение с автоматизацией по 54-ФЗ. Масштаб работ был внушительным.
У Freematiq есть опыт субподряда программного обеспечения для крупных федеральных колл-центров, разработки систем для внутреннего пользования и ERP-систем с планами дальнейших работ на 3 года вперед. Помимо клиентских задач, Freematiq “набивает руку” на лабораторных опытах по искусственному интеллекту, нейросетям, machine learning и big data, есть отдел по разработке смарт-контрактов, используемых в сфере блокчейн-технологий и направление по разработке криптовалют на заказ. Это эксперимент, но с другой стороны, присутствует коммерческая экспертиза - взяты контракты, по которым идет работа.
Уже в следующем году могут появиться успешные кейсы. Мы готовы предложить новые разработки заказчику, как только у него появится необходимость. Это может быть аналитика больших данных, направленная на обеспечение обратного притока клиентов, вплоть до анализа лица покупателя - насколько он доволен или недоволен.
Miranit - вдумчивый веб- и контент-маркетинг
Компания Miranit появилась в июле 2017 года, охватив задачи продвижения - SEO, SMM, таргетированную рекламу, контекстную рекламу и контент-маркетинг.
Miranit фокусно заточен на продвижение, это подразделение, в котором есть своя движущая сила и руководитель, который любит свое дело, видит его очень хорошо, и коллектив соответствующий подобрался. Мне больше нравится ситуация отдельной компании, работающей на очень крутом уровне, нежели отдел, который обслуживает клиентов, естественно заходящих на разработку.
У нас dream team - каждый специалист держит уровень и имеет сильный бэкграунд. Мы берем проект любой сложности, копаем глубже и вникаем в структуру, чтобы достичь нового уровня. Впереди - масштабные задачи. У нас два направления - стандартный маркетинг и маркетинг на ICO. Планируется отдел offline-рекламы, отдел написания скриптов, который будет работать с отделом продаж. Мы обеспечиваем полный цикл жизни проекта любого бизнеса, при этом можем подключиться на любом его этапе. В новой структуре взаимодействие между Freematiq-Mitra-Miranit выглядит как весь жизненный цикл компании.
Mitra занимается сайтами, Freematiq - разработкой сложного программного обеспечения, Miranit - является “голосом”. К примеру, если заказчик открывает завод по производству алюминия, ему нужен корпоративный сайт, внутренний софт, но также необходимо продвижение, чтобы показаться себя на рынке. Работает и обратная история: нужно продвижение, но в ходе аудита выясняется, что необходима переработка сайта и здесь уже встраивается Mitra. Программное обеспечение - клиенту предлагаются ресурсы Freematiq.
Одним из первых вызовов Miranit стала популярная тема ICO (initial coin offering), предложения новых видов криптовалют для привлечения инвестиций. Специфика ICO требует особого отношения: каждый этап подготовки к его размещению требует круглосуточного внимания к проекту со стороны всех подразделений. Важно учитывать специфику криптовалют, смарт-контрактов и связанной с ними терминологией. Со стороны контента идет работа над документацией White Paper, ее переводом на иностранные языки и описанию кейса для широкой международной аудитории потенциальных инвесторов.
Тема горяча, промолчать в ответ на вызов рынка - глупо. Тема свежа, экспертизы мало: мы должны обрести необходимые компетенции - и уже работаем над этим, используя новые механизмы, такие как привлечение адвизоров и инвесторов. Для нас это самый актуальный момент - и у нас есть уже несколько успешных кейсов.
Дальнейшие планы
1. Развитие в новые стеки технологий для бизнеса
В ближайшие 3-4 месяца в компании появится полноценный отдел Java-разработки для более крупных заказчиков уровня enterprise, крупных корпоративных систем, которым текущий стек php уже не подходит.
Павел Щербинин, руководитель отдела проектного управления Freematiq + Mitra:
Сложность и объем деталей в IT-проектах, которые необходимо учесть и не забыть, растут с каждым годом гигантскими шагами. Когда-то для написания программы было достаточно обратится к "компьютерщику", который найдет решение. Сейчас весь объем знаний, требуемый для реализации проекта, в голове одного специалиста умещается с трудом. Поэтому приходится специализироваться: в связи с этим в компании появились два новых отдела Аналитики и Тестирования.
Задача аналитики - выяснить совместно с заказчиком, о чем на самом деле его проект и зафиксировать в однозначно понятной форме все его особенности и нюансы. Отдел тестирования помогает заказчику убедиться, что результат проектной деятельности соответствует ожиданиям, так как если проект был в разработке более полугода, оценить в одиночку результат попросту невозможно. Более подробно мы расскажем о возможностях каждого из отделов в следующих материалах.
2. Создание новых рабочих мест и расширение бизнеса
План ближайшего будущего - расшириться из 150 до 300-500 сотрудников, а далее и до 1000 человек: пока что закладывается основа для этого роста. Как это происходит? Ответ в следующем пункте.
3. Развитие образовательной и кадровой базы
Помимо деятельности Digital Space, ведется работа с вузами в различных форматах. Во многом это условие рынка - студентов приглашают на работу, группа компаний получает кадры, наращивает масштабы. Идет работа со школьниками: это моменты профессиональной ориентации, экскурсии по компании с рассказом об IT-отрасли, выступления на форумах.
Дальнейшие планы - развивать в Digital Space учебные курсы по нейронным сетям, курс по Ethereum и смарт-контрактам. Со временем каждое из этих направлений может самостоятельно “отпочковаться” в новое подразделение.
4. Продвижение собственных продуктов
Пример собственного продукта, Flores - ERP-система, разработанная в сжатые сроки, которая сейчас находится в стадии бета-тестирования.
Flores - это проект-сервис, детище исключительно Freematiq. Это мечта, причем мечта многих. Глядя на нее с первого взгляда, было всегда такое мнение - мечту осуществить невозможно, или слишком дорого. Это сложный проект с любого аспекта. Сейчас, по факту, он запущен и работает.
Уже есть ряд заказчиков, которые ей пользуются и дают обратную связь. По итогам обратной связи ведется разработка необходимого на текущий момент функционала: в ближайшие 2 месяца продукт будет полностью опробован на российском рынке.
5. Создание стартап-сообщества в регионе
Это может показаться странным, потому что я собственные силы и время трачу на то, чтобы у нас появились конкуренты. В действительности в этом есть огромный смысл: крупная компания может вырасти только в крупной воде. Мы являемся региональным представителем фонда ФРИИ, уже есть предварительная договоренность - мы становимся представителем фонда Сколково, и фактически мы являемся проводниками компании в акселерационные программы. К тому же уже совсем не за горами момент, когда мы откроем местную акселерационную программу. Я долго к этому готовился, около двух лет: думаю что первые попытки будут сделаны до конца года.