О том, как мы с благотворительными фондами общались
Август 2016. Мы работали как обычно, погрузившись в суету будничных дней. Но в какой-то момент желание сделать интернет-проект, с помощью которого мы сможем помогать людям, стало во главу угла, и мы отвлеклись от ежедневных рутинных задач. Как это получилось, мы до конца понять не можем, но мы напряглись и изыскали немного свободного времени и денег.
Изначально наша идея заключалась в том, чтобы при покупке одежды, второй аналогичный экземпляр отправлялся в детский дом. На это нас вдохновила Американская компания Toms. Мы не сомневались, что потребность в вещах велика, детям нужна красивая и качественная одежда, и мы получим хороший отклик от детских домов.
Отправлять одежду мы решили через благотворительные фонды - они-то наверняка знают, в какое учреждение отправить и кому нужнее.
Но, пообщавшись с представителями фондов, мы отказались от своей первоначальной идеи и вот почему:
«Потребности в повседневной одежде в детских домах нет» - так нам из раза в раз твердили представители фондов. Сначала это вызывало недоумение, но постепенно ситуация прояснилась.
У детских домов, особенно в ЦФО, есть множество спонсоров, которые обеспечивают детей не только одеждой, но и множеством других подарков. Потребность в одежде есть в домах малютки, в домах престарелых и у малообеспеченных семей, но не в детских домах. Несколько фондов согласились принять от нас одежду, но выдвигали странные условия: то нужно предоставить сертификаты даже не на ткань, из которой она сшита, а на всю продукцию, а это значительно увеличивает стоимость и сроки, то воспитанники должны заранее сами выбрать модель для себя. Несколько фондов просили оставить свои контактные данные, чтобы связался человек, который отвечает за эти вопросы, но так никто и не перезвонил. Хм. Мы стали разбираться в ситуации.
Даря подарки, мы формируем общество потребителей.
Многие фонды принципиально не принимают материальные блага в дар. Поэтому нас с идеей дарить одежду сразу “разворачивали”. Многие сразу бросали трубку, но в итоге мы нашли несколько людей, которые разъяснили ситуацию. Во-первых, как нам пояснили, детдомовские дети подарками обеспечены зачастую гораздо больше, чем “семейные”. Многочисленные спонсоры привозят подарки, каждый старается устроить праздник. В итоге получается, детдомовец ходит примерно на 15 ёлок и получает 20 подарков, в том числе и дорогих гаджетов, которые не каждая семья может себе позволить, и считает это абсолютной нормой.
А во-вторых, подарки портят детей, развращают и формируют потребительское отношение к жизни. Вырабатывается модель поведения: я получаю привилегии ни за что, а только потому, что я сирота. И усилий прикладывать не надо, и стараться.
Нам рассказали историю, как воспитаннику детдома (которому помогали спонсоры) подарили планшет, который он несколько раз разбивал, ломал и сразу взамен получал новый (спасибо спонсорам). Когда же этого ребенка забрали в семью, и он в очередной раз разбил дорогую игрушку, ребенок искренне не мог понять, почему не дают новую, что вызвало фрустрацию и агрессию.
Подарки в большом количестве — это не помощь, а вред. Выйдя в обычную жизнь, дети столкнутся с жестокой реальностью, где привычная модель поведения не сработает.
Самое главное, чего не хватает детям - человеческое внимание и тепло. Невозможно замещать вещами отсутствие семьи. Перед сиротами мелькает множество взрослых, которые одаривают их и тут же уезжают и мало кто старается наладить контакт и доверительное общение. Одни подарки сменяются другими, один праздник перетекает в следующий, люди при этом не задерживаются. Помощь от всего этого нулевая, хотя дарители наверняка уверены, что сделали доброе дело. Такая кратковременная помощь порождает проблемы в долгосрочной перспективе.
В итоге воспитанники выходят в жизнь без элементарных навыков жизни в социуме, без доверия к людям и с ощущением, что все им должны.
Так чем же можно помочь?
Помочь можно знаниями, навыками, умениями, которые действительно пригодятся, дадут возможность найти ориентиры в жизни и войти в самостоятельную жизнь более уверенно.
Мы решили, что реальной помощью будет проведение обучающих мероприятий в детских домах, направленные на раскрытие творческого потенциала. На этих мероприятиях дети будут получать не только навыки общения, но и первичные представления о разных профессиях, которые пригодятся им в жизни. Решили дать детям не рыбу, а удочку. Дизайнеры, участвующие в нашем проекте, с радостью согласились проводить такие мастер-классы для детей.
Что думаете?
P.S. Если вам понравится, то у нас тут еще заготовлен забавный рассказ о том, как мы по швейным фабрикам ходили =)