Об инновациях цифрового депо гостям рассказали заместитель
генерального директора «Группы Мовиста» по развитию городского
электротранспорта Николай Петров и директор «Верхнепышминского трамвая» Игорь
Заварзин. Они показали, как современное оборудование облегчает обслуживание
трамваев, а также продемонстрировали работу автоматической системы управления
движением депо.
«На линии „Екатеринбург — Верхняя Пышма“ курсируют
современные низкопольные трамваи, и для их качественного обслуживания
необходимо было построить депо — с нуля, но с учетом всех инноваций в этой
сфере. Сегодня на площади в два гектара мы имеем технологичный комплекс,
который по уровню оснащенности не уступает столичным депо. Благодаря
автоматизации, нам удалось сократить время обслуживания одного трамвая на 30% и
значительно упростить работу сотрудников депо, сделать ее более безопасной», —
рассказал директор «Верхнепышминского
трамвая» Игорь Заварзин.
Депо было открыто в феврале 2024 года. В трехэтажном главном
корпусе расположены технические и административно-бытовые помещения. Производственный
корпус включает участки для обслуживания трамваев, помещение для зарядки
аккумуляторов трамвайных вагонов, электрокаров-погрузчиков, мойку, комнату
отдыха и медпункт. Также на территории депо функционируют собственная
котельная, трансформаторная и тяговая подстанции.
Депо «Верхнепышминского трамвая» может похвастаться самым
современным оборудованием для ремонта подвижного состава. Так, четырехстоечные
мобильные домкраты ускоряют подъем вагонов для ремонта, а поворотный круг
сокращает время на кантовку тележек. Моечный комплекс автоматизирован: для
управления процессом требуется всего один оператор. Скорость и безопасность
работы обеспечивает и автоматическая система управления движением, созданная на
основе отечественного ПО.
«Таких
цифровых систем, как в депо „Верхнепышминского трамвая“ в России на пальцах
одной руки можно сосчитать, их почти нет просто. Автоматическая система
управления движением — это новый шаг в развитии трамвая. А трамвай нужен. Во
многих городах страны трамвайная сеть, к сожалению, в плачевном состоянии. И
ее, наверное, уже не возрождать, а строить заново придется. Вот эта линия между
Екатеринбургом и Верхней Пышмой показала, что можно с нуля взять и построить. В
дальнейшем, я думаю, что многие регионы будут считать экономику и учитывать
технологии, которые здесь применяются, перенимать опыт. В целом впечатление о работе депо
очень хорошее. Видно, что подход управленческой команды современный,
хозяйственный со свежим взглядом по многим вопросам», — прокомментировал
Олег
Арефьев ,
заместитель заведующего Научно-исследовательской лаборатории проблем
развития городского электрического транспорта НИИАТ .
В этом году проект «Верхнепышминского трамвая» был
представлен Председателю Правительства России Михаилу Мишустину на Международной
промышленной выставке «ИННОПРОМ». Премьер-министр особенно отметил рост
пассажиропотока на линии, а также успехи в работе цифрового депо.
Напомним, что в 2022
году запущен первый в современной России междугородный трамвайный маршрут,
который связал Екатеринбург с его городом-спутником Верхней Пышмой. Масштабный
инвестиционный проект реализован компанией «Мовиста Регионы». С момента запуска
«Верхнепышминский трамвай» перевез уже более 3,3 млн пассажиров. Это в два раза
больше, чем все население Екатеринбурга.