Обсуждения развития торговли с Азией и формирования новых
логистических коридоров продолжаются уже давно, но изменения в реальной жизни
происходят гораздо медленнее. И если транспортные потоки и взаимодействие с
Китаем уже отлажены, а новые маршруты в этом направлении лишь добавляют
скорость, удобство и безопасность, то в отношении коридора «Север-Юг» не все
так просто. Новые сервисы появляются медленно, и их мощность пока недостаточна.
Плюс, участникам ВЭД приходится сталкиваться с разными сложностями.
Если рассматривать коридор «Север-Юг», то его путь пролегает
от Санкт-Петербурга через Москву к Каспийскому морю в Иран. При всем этом в
бассейне Каспия наблюдается нехватка судов.
Сегодня приоритет иранских судоходных компаний смещен в
сторону соотечественников. Это вынуждает российскую сторону медленно, но верно
запускать новые сервисы. К примеру, на прошлой неделе, 17 июня стартовал
мультимодальный маршрут из Большого Порта Санкт-Петербурга через Каспийское
море по МТК «Север-Юг». Ожидается, что рейсы будут регулярными. Помимо
увеличения торгового взаимодействия между Ираном и Россией это приведет, в
целом, к росту товарооборота с Индией, Пакистаном. А Иран может стать новым
хабом этого направления.
Развитие портовой инфраструктуры делает Иран привлекательным
в плане торгового партнера при должном вложении, формировании новых сервисов и
дноуглубительных работ в портах с российской стороны. Это в теории, на практике
же потребуются колоссальные финансовые вложения, политические решения и
длительный срок в несколько лет. Сейчас
торговый оборот между странами составляет 15 млн тонн, а портовые мощности
Ирана загружены лишь на 70%.
Но помимо каспийского бассейна не следует забывать про
сухопутные маршруты по восточному и западному берегам Каспийского моря:
Восточный —
Иран-Туркменистан-Казахстан-Россия, Западный Иран — Азербайджан — Россия. Эти коридоры, несомненно, менее выгодные, так
как связаны с обязательными перегрузами из контейнером в автомобили, более
трудным транзитом и бюрократическими формальностями, но не отменяет их значимости.
И в завершении отметим, что санкционный режим Ирана в
банковской сфере составляет ряд проблем и требует внимательной проработки.
Основная проблема Ирана состоит в том, что платежи могут проходить до
нескольких недель. При всем этом также есть и серьезные ограничения на экспорт.
Но как транзитная страна Иран вполне может подойти, при условии, что требования
к перевозке по маршруту через Иран будут подходить для типов перевозимых грузов
и запросов клиентов.