Для любого проекта крайне важно сформировать положительное мнение о себе у потребителей, но это и ключ к успеху в самом начале. Довольные первые заказчики — это ваш имидж на рынке. Это первые положительные отзывы, это повторные покупки, это рекомендации друзьям. Все это — дополнительный бесплатный способ продвижения вашего проекта. Поэтому крайне важно выстраивать и поддерживать конструктивные отношения с заказчиками проекта.
Несколько советов от Ассоциации «Непрерывное образование»:
Проявите интерес к заказу клиента. Покажите заказчику, что вам небезразлична его работа, и задайте вопросы о концепции проекта/ заказа и предыдущих исполнителях.
Установите рабочие часы и порядок общения. Определите удобное для обеих сторон время для связи и выберите предпочтительные каналы коммуникации, например, мессенджеры или электронную почту. Если клиент предпочитает общение через мессенджеры, не стоит постоянно ему звонить и раздражать. Если клиент предпочитает официальное общение через почту — поддержите его!
Соблюдайте субординацию. Относитесь к заказчику как к равнозначному участнику, уважайте его мнение и предлагайте компромиссные решения. ваше видение — это прекрасно, но и заказчик, то есть тот, кто платит вам, должен быть доволен.
Общайтесь на языке заказчика. Используйте понятные ему термины и объясняйте сложные концепции простым языком. Будьте терпеливы, если заказчик чего-то не понимает. Он не обязан знать все тонкости, нюансы, специальные термины. Вы профессионал своего дела, он нет. Если бы он знал и мог сам, то не обратился бы к вам. .
Мягко переубеждайте заказчика, опираясь на свой профессионализм и опыт. Аргументируйте свою позицию и приводите примеры из успешных проектов. Но последнее слово все-таки за клиентом. Если он хочет розовый цвет в дизайне, то дайте ему разные оттенки розового на выбор, а не убеждайте, что зеленый ему лучше подойдет. Пусть он сам примет решение и несет за него отвественность.
Задавайте вопросы. Если вам что-то непонятно, не стесняйтесь переспрашивать, чтобы избежать ошибок в будущем. Чем лучше вы понимаете желание заказчика, тем точнее выполните заказ. Лучше перебдеть, чем потом слушать негатив от клиента.
Соблюдайте договорённость. Работайте по чёткому техническому заданию и письменно фиксируйте все договорённости. Договор, техническое задание, где прописаны нюансы работы — это ваше спасение, если что-то пойдет не так. Не стоит слепо доверять людям, фиксируйте все, что вы оговорили и выбрали вместе с заказчиком.
Делайте больше . Предлагайте дополнительные услуги и проявляйте внимание к заказчику, делая его довольным сотрудничеством. Но не будьте навязчивы. Стоит найти тонкую грань между приятными дополнениями и настойчивой продажей дополнительных ненужных услуг. Такое никто не любит.
Уважайте мнение заказчика. Принимайте критику и предложения, даже если они кажутся вам неочевидными, и стремитесь к постоянному улучшению проекта. Поддерживая конструктивные отношения с заказчиками проекта, вы сможете успешно реализовать проект, завоевать доверие и расширить свою клиентскую базу.
Рассмотрим пример поддержания конструктивных отношений с заказчиком проекта:
Дизайнер работает над проектом для компании, занимающейся разработкой мобильных приложений. На начальном этапе общения с заказчиком дизайнер проявляет интерес к проекту, задаёт вопросы о концепции и предыдущих исполнителях, заключает договор и формирует техническое задание. Затем дизайнер и клиент устанавливают рабочие часы и порядок общения через мессенджеры, выбирают удобные каналы коммуникации.
В процессе работы дизайнер соблюдает субординацию, общается на языке заказчика, объясняет сложные концепции програмирования и дизайна простым языком и мягко переубеждает заказчика, если это необходимо. Дизайнер также задаёт вопросы, если ему что-то непонятно, и выполняет в срок все договоренности, описанные в техническом задании.
Заказчик доволен качеством работы и заказывает дополнительные услуги, такие как анимация и лендинги. Это приносит также дополнительный доход для дизайнера. В результате заказчик остаётся доволен сотрудничеством и рекомендует дизайнера своим знакомым.
И напоследок, несколько простых советов по обращению к заказчику:
Обращайтесь к заказчику на «вы» и будьте вежливы. Чаще обращайтесь к заказчику по имени, особенно при длительных переговорах. Избегайте политических, религиозных и социальных тем в общении. Не перебивайте собеседника и дослушивайте его до конца. Объясняйте значение терминов, если собеседник их не знает. Слушайте, как разговаривает покупатель, и ведите разговор на его уровне. Помните, что довольный заказчик — это основа успешности коммерческого проекта. Без клиентов ваша идея мало кому нужна. Будьте полезны людям и они помогут вам с развитием проекта!
Больше информации о проектах и управлении финансами от Ассоциации «Непрерывное образование»
Telegram
ВКонтакте
Сайт Ассоциации «Непрерывное образование»