Пять полезных привычек собственников: внедряем в 2023 году
Пока обычные люди обещают себе регулярно заниматься спортом, высыпаться и съедать по 400 граммов овощей каждый день, предлагаем собственникам пообещать себе кое-что посложнее — 5 привычек, которые помогут бизнесу стать более управляемым, прибыльным и стабильным.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Разделять деньги на личные и бизнесовые
В чем польза привычки. С разделением денег на личные и бизнесовые станет четко видно, какие расходы относятся к бизнесу, а какие — к хотелкам собственника. Это мы принтер купили в магазине электроники? Или новый айфон собственнику? Это счет за ужин в ресторане с партнерами по бизнесу или за семейный обед? С разделением таких вопросов не возникает.
То же самое с доходами: станет понятно, где бизнес поработал эффективно, а где собственник вливал деньги из своих накоплений. В итоге будете точно знать, приносит бизнес прибыль или работает в убыток.
Как внедрить. Сначала — принять мысль, что деньги бизнеса — это не личные деньги собственника. И наоборот. Помогут в этом три несложных шага.
Шаг 1. Назначить собственнику зарплату за роль генерального директора. Если собственник работает в компании гендиром, ему положена зарплата за эту роль. И если он ее еще не получает, нужно назначить — примерно такую же, какую платили бы постороннему специалисту.
С зарплатой жить проще и приятнее: можно планировать свои доходы и расходы, а не лазить каждый раз в карман бизнеса, когда нужно заправить машину.
Шаг 2. Разобраться с дивидендами. За роль гендира собственник получает зарплату, а вот за роль собственника — дивиденды. Хорошо, если они будут в виде фиксированного процента от прибыли — это дает ощущение предсказуемости и стабильности. В целом процент и периодичность выплат могут быть любыми, например 30% чистой прибыли каждые три месяца или 20% каждую неделю. Главное — не нарушить свои же правила.
Шаг 3. Физически разделить бизнесовые и личные деньги. Личные хранить на своей персональной карточке, бизнесовые — на расчетном счете. И никогда не платить за себя с корпоративной карты, а за бизнес — с личной.
Правильно считать прибыль
В чем польза привычки. Правильно рассчитанная прибыль позволяет точно оценивать результативность бизнеса, планировать развитие и вообще — управлять компанией, а не работать как придется.
Казалось бы, возьми формулу и посчитай, но многие собственники делают это неправильно: вместо прибыли считают деньги на счетах без учета авансов и обязательств. Не надо так.
Как внедрить. Чтобы считать прибыль бизнеса правильно, нужно руководствоваться двумя постулатами о выручке и расходах:
Выручка — это не деньги в кассе, а выполненные обязательства. Получили аванс, но не отгрузили товар? Это не выручка, а аванс. Отгрузили товар, но не получили деньги? А вот это выручка. Такой метод подсчета называется начисленным: в нем разделяются деньги, обязательства и выручка.
Расходы признаём, когда получаем выручку, а не когда списываем деньги со счета. Например, чтобы построить дом заказчику, закупили в мае 10 мешков цемента, а построили и сдали только в июне. Значит, расходы на покупку цемента признаём в июне.
Вот еще о разнице между начисленным и кассовым методами. Всего 15 секунд:
Ну и использовать правильную формулу для расчета чистой прибыли, конечно. Вот она:
Действительно важно контролировать финансы в бизнесе, чтобы кассовые разрывы предотвратить. Даже в CRM можно следить за денежными потоками и их распределять.