Как продать что угодно? Советы от Волка с Уолл Стрит Джордана Белфорта
Лопухов уже не осталось
Широкоплечий мужчина невысокого роста вприпрыжку выбегает на сцену «Дворца «Украина» и первым делом просит поднять руки сначала всех, кто занимается продажами, потом – предпринимателей и потом – студентов. Это Джордан Белфорт – бывший воротила Уолл Стрит, вдохновитель Леонардо Ди Каприо, а теперь – всемирно известный мотивационный тренер.
Он приехал в Украину, чтобы рассказать о своей системе «прямолинейных продаж». Киевской публике он пообещал, что уже в ближайший понедельник (семинар проходил в пятницу, 10 июня) присутствующие начнут зарабатывать на продажах значительно больше денег. Чтобы попасть на семинар и услышать все это из первых уст, украинским любителям треннингов и мотиваций пришлось заплатить от 2 800 до 150 000 гривен.
Белфорта в Киеве принимали как настоящую звезду – выступление прошло в столичном «Дворце «Украина», а в отеле Fairmont ему выделили президентский люкс. Все это не помешало ему выйти на киевскую сцену с более чем двухчасовой задержкой. Официальная причина – его багаж потерялся где-то в Мюнхене, поэтому «волку» пришлось срочно ехать и покупать новую одежду в киевских магазинах.
Чего ждали от Джордана в Украине? Помимо шутливых ответов в стиле «как избавиться от наркозависимости» зрители в зале («Дворец «Украина» был заполнен примерно на две трети) говорили, что хотят получить от американца конкретные знания и методы по улучшению продаж. И они их действительно получили. Белфорт не просто рассказал, как правильно завлекать клиента и склонять его к покупке товара, но и объяснил, как сделать так, чтобы человек отдал вам свои деньги, и не просто, а с благодарной мыслью, что вы заботитесь о нем.
«Минфин» тоже ходил послушать «настоящего волка с Уолл Стрит» и выбрал самое занимательное из его почти шестичасового семинара.
Мотивация на 100 миллионов
Но для начала — кто вообще такой этот Джордан Белфорт и почему час его личной консультации стоит 70 тыс. долларов?
Его история для Америки конца 80-х — начала 90-х не такая уж и незаурядная. 1991 год, молодая инвесткомпания Stratton Oakmont гремит на все Соединенные Штаты благодаря годовым комиссионным доходам в 30 млн долларов и оборотам под миллиард. Ее основателем был 28-летний Джордан Белфорт, который придумал продавать по телефону дешевые акции малоизвестных американских компаний, зачастую официально убыточных.
Все шло отлично, пока убытками клиентов Stratton Oakmont не заинтересовались SEC (комиссия по ценным бумагам и биржам США) и ФБР. В итоге Белфорта обвинили в махинациях на сумму 110,4 млн долларов, от которых пострадало 1513 человек. Ему светило 20 лет заключения, но благодаря сделке со следствием (Белфорт просто начал давать показания против своих же сотрудников), он получил только 4 года, из которых отсидел 22 месяца.
Это было в 98-м. За время заключения Белфорт написал свою первую книгу «Волк с Уолл Стрит». В 2000-м по мотивам истории Stratton Oakmand вышел фильм «Бойлерная» режиссера Бена Янгреа. А в 2014-м Мартин Скорсезе экранизировал книгу Белфорта, где главного героя сыграл Леонардо Ди Каприо.
Во многом благодаря этому фильму, имя Джордана Белфорта узнали во всем мире. И теперь он, несмотря на 100 млн долларов долга, успешно ездит по планете, рассказывая предпринимателям из разных стран, как стать успешными.
Прирожденный предприниматель
Приличное опоздание Джордана и не самая лучшая работа организаторов несколько поубавили энтузиазма посетителям киевского семинара. Но Белфорта все это волновало не очень – он сходу включился в свою обычную программу и стал рассказывать, как в 8 лет продавал газеты, в 10 – чистил от снега дорожки соседей, а в 16 – торговал на нью-йоркском пляже мороженым. Он буквально родился предпринимателем и очень гордится этим. Но еще больше он доволен своим главным детищем — системой прямолинейного убеждения.
«Я изобрел такую систему, что люди уровня профтехучилища за один день становились миллионерами. Я могу взять любого человека и сделать его величайшим продавцом»
В его системе продаж два мира, которые определяют успех в бизнесе — внутренний и внешний. Звучит это все довольно обобщенно, но Белфорт уверяет, что благодаря их правильному соединению можно добиться успеха в абсолютно любом деле. К внутреннему миру он относит настрой (или же уверенность в себе), личные убеждения (продажи — это хорошо или плохо?), сосредоточенность на цели, а также стандарты жизни, определяющие побуждения и личную мотивацию. Во внешнем мире ключевое значение имеют общепринятые правила бизнеса, маркетинг, умение продавца влиять на аудиторию и управление финансовыми потоками.
Как отличный оратор, Белфорт незамедлительно показал на практике, что такое «влияние на аудиторию». В какой-то момент он попросил весь зал подняться со своих мест и несколько раз прокричать слово «YES!». Все для того, чтобы присутствующие обрели уверенность в своих силах.
«One! Two! Three! YES!».
Каждый раз, когда он произносил это слово в течение всего выступления, зал непременно повторял за ним. Это было указание самого Белфорта. Присутствующие выполняли его почти беспрекословно.
Дальше Джордан принялся рассказывать о своих ранних попытках организовать бизнес. Возможно, его ждала карьера дантиста, но он бросил учебу в колледже после первого же занятия. Эта профессия потеряла для Белфорта всякий смысл после слов одного из преподавателей о том, что золотой век стоматологии остался позади и много денег на этом не заработаешь.
«Мне был 21 год. И если бы меня спросили, кем я хотел бы стать, я бы ответил: «богатым!»
Внимание на Уолл Стрит Белфорт обратил после неудачной попытки заняться развозкой замороженного мяса. Его предприятие после довольно резкого роста быстро обанкротилось. Джордан винит в этом только себя, мол, допускал ошибки всех молодых предпринимателей – тратил слишком много денег, из-за чего капитала вечно было недостаточно, не увольнял нужных людей в нужное время, брал безумные кредиты.
На бирже все было несколько иначе, хотя и Белфорт не видит совершенно никакой разницы между товарами, которые нужно продать. Принцип для всех одинаков - для успешной продажи недостаточно того, чтобы человеку понравился сам товар, он должен чувствовать уверенность со стороны продавца и доверять ему как эксперту.
«Когда вы говорите с человеком, у вас есть 4 секунды, чтобы закрепить в его восприятии три вещи: вы умен, вы энтузиаст своего дела, вы эксперт в своей области. Как только человек осознает, что имеет дело с таким человеком, он теряет контроль над переговорами»
Словами произвести нужное впечатление за 4-5 секунд невозможно. Поэтому Белфорт рекомендует использовать для этого тон (если речь о телефонном разговоре) и язык жестов (если это личная встреча). Вместе они создают 90% коммуникации. Остальные 10% приходятся на слова.
Теория убеждения Белфорта
Для большего эффекта, Джордан показал отрывок с фильма «Волк с Уолл Стрит», где герой Леонардо Ди Каприо по телефону уговаривает некоего Джона инвестировать 6 тысяч долларов в акции никому не известного производителя радаров.
Кадр из фильма «Волк с Уолл Стрит»
Особое внимание Белфорт уделил интонациям Ди Каприо и конкретным словесным конструкциям, которые тот использовал. Он привел пошаговый алгоритм, как нужно правильно разговаривать с потенциальным клиентом. Всего таких шагов 10. Это и есть теория прямолинейного убеждения Джордана Белфорта.
1.Вступление. Те самые 4-5 секунд, когда нужно показать клиенту, что вы умный и воодушевленный эксперт, то есть человек, ко мнению которого можно и нужно прислушиваться.
2.Доверительность. Демонстрируете, что вы побеспокоили человека, чтобы решить его проблему, позаботиться о нем, а деньги вас интересуют лишь во вторую очередь. И все потому, что вы точно такой же человек, с теми же потребностями, что и покупатель.
3.Сбор информации. Чем больше вопросов – тем сильнее человек чувствует, что вы действительно озабочены его проблемой. Невозможно что-либо продать, если вы точно не знаете, что человеку нужно на самом деле.
4.Переход к предложению. Проблема клиента выяснилась. Теперь можно предложить ему ее решение в виде вашего товара.
«Я понимаю, что тебя беспокоит и вот у меня есть пластырь на твою рану. Лично для тебя».
5. Презентация товара. Вы еще ничего не предлагаете, а только показываете, что у вас есть. Поясняете, почему этот товар хорош, зачем он нужен именно этому покупателю. Затем коротко о том, кто вы такие – продавец и компания, и почему предлагаете именно этот товар.
6.Первое предложение. Чтобы продать товар, его нужно предложить человеку 4-5 раз. Первое предложение – это фундамент будущей продажи. Его главная функция – чтобы человек заинтересовался товаром и сказал «я подумаю». Никто не предполагает, что он согласится на покупку с первого раза. Это ошибка.
7.Зацикливание. Человеку нужно подумать или посоветоваться с кем-то? Отлично, вы все понимаете. Но при этом задаете небольшой вопрос «а как насчет товара, если отбросить деньги? Он вам вообще нравится? Как вам сама эта идея?». И он должен признать, что товар ему действительно нравится. Если нет, то на каком-то из предыдущих этапов у вас что-то пошло не так.
8.Уверенность. Возвращаемся к первому пункту и закрепляем в человеке уверенность, что он действительно имеет дело с экспертом и энтузиастом своего дела. Больше деталей про товар.
9.Порог действия. Его необходимо снизить. Это значит, что из двух сценариев покупки товара – позитивного (что выигрываю от покупки?) и негативного (чем я рискую?) на рассмотрение второго человек потратил бы как можно меньше времени.
10.Больное место. На него нужно надавить так, чтобы у человека болело не сильно, но долго. Чтобы он понял, что без вашего товара ему действительно не обойтись. И что вы не какой-то там назойливый коммивояжер, а друг, который появился на горизонте очень и очень вовремя.
«Людей сейчас так просто не удивишь. Чтобы впечатлить человека, нужно узнать его побольше, выведать его беспокойства, его проблемы и нужды.Лопухов уже не осталось. К простым подходам люди уже привыкли».
Все это преследует еще одну цель, более глобальную, – оставить клиента с собой на всю его жизнь. Превратить его из одноразового покупателя в постоянного клиента. А потом – в болельщика, друга и адвоката.
А в остальном, Белфорт уверен, что обрушиваться на людей со своими предложениями что-либо купить неэтично. Он такого не любит. Ведь продажи — это никакое не зло, как принято думать, а наоборот — это «чудесная вещь». «Настоящее искусство», способное приносить большие деньги. А продавец — это не алхимик, а старатель, который не создает клиентов, но ищет их.
Источник: Минфин